На вопросы читателей отвечает член Ленинградской областной коллегии адвокатов Илсояр Сафиновна Малышева. Г. Гатчина, ул. Соборная, д.12, кв. 10, тел. 8(81371) 9-24-25
Подвох «серой» зарплаты
Я работаю в обществе с ограниченной ответственностью. Моя заработная плата в соответствии со штатным расписанием составляет 5000 рублей, на самом деле я получаю 20000 рублей. У меня конфликт с руководством, и мне пришлось уволиться. При увольнении мне выдали официальную часть зарплаты и компенсацию за неиспользованный отпуск из расчета 5000 рублей, а остальное не выплачивают. Что мне делать? Я могу взыскать что-то с них через суд?
Ирина Киселёва, п. Верево
К сожалению, вам вряд ли удастся получить от работодателя больше, чем официальная зарплата, так как вам будет сложно доказать в суде, что
на самом деле вы получали иную сумму. А в соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Попробуйте собрать доказательства, какую именно зарплату вы получали. Хорошо, если с вашей стороны будут свидетели.
Подлежит ли возврату товар со скидкой?
Купила сапоги со скидкой 50%. Через 2 дня расшился шов. Решила вернуть сапоги, но продавец отказалась их принимать на том основании, что товар со скидкой обмену и возврату не подлежит, хотя при продаже мне говорили о гарантии на сапоги на 30 дней. Имею ли я право вернуть некачественные сапоги?
Соловьева Т. А., г. Гатчина
Если скидка на товар была сделана в связи с недостатком в его качестве, то продавец должен был предупредить вас. В таком случае вы не вправе вернуть товар из-за недостатка, о котором были предупреждены. Но если в товаре обнаружены недостатки, которые не были оговорены продавцом, то вы имеете право отказаться от исполнения договора купли-продажи и требовать возврата уплаченной суммы.
В соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» потребитель вправе по своему выбору:
-потребовать замены на товар этой же марки;
-потребовать замены на такой же товар другой марки
с соответствующим перерасчетом покупной цены;
-потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
-потребовать незамедлительного безвозмездного устранения
недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
-отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
Вам следует обратиться к продавцу с письменной претензией (требованием) возврата уплаченных за сапоги денег в связи с отказом от исполнения договора купли-продажи. Срок для удовлетворения указанного требования-10 дней.
Продавец освобождается от ответственности за недостатки товара, обнаруженные в период гарантийного срока, если докажет, что недостатки возникли вследствие нарушения вами правил эксплуатации, транспортировки, хранения товара.
При возникновении спора о причинах возникновения недостатков товара продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет.
Если в результате экспертизы будет установлено, что недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые продавец не отвечает, вы будете обязаны возместить расходы на проведение экспертизы.
В случае несогласия с результатами экспертизы и отказа продавца удовлетворить ваше требование вы можете обратиться в суд с требованием о возврате уплаченных денег.
Если гарантийный ремонт затянулся
Через неделю после покупки сотовый телефон перестал работать («гаснет» экран). Обратился в магазин, там мне предложили гарантийный ремонт. Обещали отремонтировать через 20 дней. Прошло уже полтора месяца, телефон мне до сих пор не вернули. Что мне делать?
Степняков И. С., п. Новый Свет
В случае обнаружения недостатка в товаре вы имеете право не только на гарантийный ремонт товара. В соответствии со ст. 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» потребитель вправе выбрать по своему усмотрению: ремонт, уменьшение цены, замену или возврат уплаченных денег.
Вы предъявили продавцу требование о безвозмездном устранении недостатков в товаре (т. е. о ремонте), но в установленный срок (20 дней) ваше требование не было выполнено. В соответствии с п.2 ст.23 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» в случае невыполнения требований потребителя в установленные сроки потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, установленные ст. 18 закона.
Кроме того, в соответствии с п.1 ст. 23 закона за нарушение срока выполнения требования потребителя продавец, допустивший такое нарушение, уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку в размере 1% цены товара. Вы можете обратиться к продавцу с иным требованием (к примеру, о замене телефона либо о возврате уплаченных денег), а также потребовать от продавца уплаты неустойки за просрочку первоначального требования о ремонте. В случае отказа в удовлетворении ваших требований вы вправе обратиться в суд.
Как бороться с незаконным увольнением?
В декабре 2010 года меня уволили из фирмы, где я работала заместителем директора по маркетингу. Я считаю свое увольнение незаконным. Могу я обратиться в суд с требованием о восстанов-лении на работе?
Шаповалова С, г. Коммунар
Обратиться в суд вы, конечно, можете, но с учетом некоторых моментов.
В соответствии с ГПК РФ и, Трудового кодекса РФ дела по спорам, возникшим из трудовых правоотношений, подведомственны судам общей юрисдикции.
Заявление работника о восстановлении на работе подается в районный суд в месячный срок со дня вручения ему копии приказа об увольнении или со дня выдачи трудовой книжки, либо со дня, когда работник отказался от получения приказа об увольнении или трудовой книжки, а о разрешении иного индивидуального трудового спора — в трехмесячный срок со дня, когда работник узнал или должен был узнать о нарушении своего права (ТК РФ, ГПК РФ). То есть Вы срок на обращение в суд пропустили.
В соответствии со сложившейся судебной практикой судья не вправе отказать в принятии искового заявления по мотивам пропуска без уважительных причин срока обращения в суд (ТК РФ). Однако вы должны быть готовы к тому, что об этом заявит ваш бывший работодатель. Если причины, по которым вы пропустили срок, будут признаны судом уважительными, суд вправе восстановить этот срок (и ТК РФ). Установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, суд принимает решение об отказе в иске о восстановлении на работе именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу (ГПКРФ).
В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).