В их судьбе – опалённая Гатчина

2015 год – Год литературы в Российской Федерации
К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне

В год 70-летия Победы множество мероприятий различного уровня проходит по всей России. И это – значимые события, тем более, в непростой ныне международной обстановке, когда слово ВОИНА звучит не только в историческом контексте, а и как факт СОВРЕМЕННОЙ жизни.

ВОЙНА и МИР – эти два слова образно и значимо, мощно и многопланово поставил рядом наш знаменитый классик Лев Николаевич Толстой. В этом смысл и значение КЛАССИКИ: показать-научить, привлечь внимание. Факты ИСТОРИИ… Толкование зависит от ВРЕМЕНИ, а ПАМЯТЬ – это САМОЕ важное.
В истории Гатчины период Великой Отечественной войны был временем ИСПЫТАНИЙ, о которых невозможно забыть. И потому ежегодно 9 мая гатчинцы вспоминают о той войне, отмечая этот день не только массовыми митингами и шествиями, но и ОСОБЕННЫМИ подарками. Следует отметить, что слово ПОБЕДА уже давно символично для Гатчины. Так, 22 июля 1950г. в левом крыле Дома Культуры организовали городской кинотеатр, имя которому дали «Победа». День 40-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов гатчинцы отметили двумя очень значимыми событиями культурной жизни, одно из которых – это торжественное открытие нового здания кинотеатра «Победа», а другое – новый этап в деятельности Гатчинского дворца-музея. В 2015 году наименование получила площадь, на которой размещены гатчинский мемориал солдату-освободителю и здание кинотеатра «Победа». Ныне – это площадь Победы!
Первый гатчинский кинофестиваль «Литература и кино» был организован в кинотеатре «Победа» в 1995 году и посвящен 50-летию Победы. А в этом году 21-й кинофестиваль две ретроспективных программы (для взрослых и для детей) посвятил фильмам, созданным в годы Великой Отечественной войны.

Мемориалы, памятные мемориальные доски, улицы, названные в честь героев войны… Памятные даты Великой Отечественной в Гатчине это: 22 июня – День памяти и скорби, 30 июня – день расстрела 25 героев-подпольщиков, 26 января – День освобождения Гатчины… Скорбь и слезы, радость Победы – ПАМЯТЬ. Так, например, премьерой «Победная Гатчина» рассказывают о той войне актеры гатчинского ТЮЗа, которые подготовили театрально-музыкальную композицию по стихам гатчинских поэтов.
Торжественно-радостным событием для гатчинцев стало известие о том, что Указом Президента России В.В.Путина от 6 апреля 2015г. Гатчина удостоена почетного звания «Город воинской славы». Долгая и тщательная работа многих людей организована была в поддержку данной инициативы о признании заслуг Гатчины в трагических событиях битвы за Ленинград. Впервые документы были поданы 10 лет назад, т.е. в апреле 2005 года. Тогда мэром Гатчины был С.С.Богданов. Свершилось: 22 июня 2015 года в Кремле Президент России В.В.Путин вручил представителям Гатчины Почетную грамоту о присвоении звания «Город воинской славы»!

ххх
Выставка во Дворце-музее

Память о войне… Тридцать лет назад (8 мая 1985 года) были открыты три первых отреставрированных парадных зала в гатчинском Дворце-музее. В год 70-летия Победы в 7-ми залах Арсенального каре Дворца организована выставка «По обе стороны окопов» (24.04.-20.09.2015г). Экспонаты предоставили архивы и музеи Санкт-Петербурга, Архивный отдел Гатчинского района; Музей истории города Гатчины; Музей «Красногвардейский укрепрайон». Участники выставки – международные организации и специалисты из Германии. А также 19 коллекционеров, в частности А.Бурлаков, Е.Юркевич, В.Пестряк-Головатый, А.Спащанский, Д.Жуков, В.Долгов (начальник штаба Гатчинского военно-исторического клуба), семья Кустовых, семья Павлычевых, семья Пчелиных и другие.

Темы экспозиций на выставке: «Гатчина предвоенная»; «Гатчинский дворец-музей в начале Великой Отечественной войны. Эвакуация»; «Наступление немецко-фашистских войск. Оборона Гатчины. 19 августа – 13 сентября 1941г»; «Оккупация Гатчины «глазами немцев»; «Оккупация Гатчины «глазами советских граждан»; «Подпольное и антифашистское движение в Гатчине и Гатчинском (Красногвардейском) районе. Начало освобождения города»; «Освобождение Гатчины 26 января 1944 года и послевоенное восстановление дворца и города».
Из буклета к выставке: «Выставка «По обе стороны окопов» является попыткой воссоздать картину жизни небольшого тылового города в оккупации. Красногвардейск (Гатчина) являлся не просто типичным примером советского населенного пункта, оккупированного немецко-фашистскими войсками, но и центром коммуникаций, базирования командования противника, снабжения войск 18-й армии вермахта, лётным аэродромом. (…)

За короткий срок оккупанты организовали здесь широкую сеть пересыльных лагерей и лагерей для военнопленных, условия в которых были очень жёсткими, даже бесчеловечными. Кроме того, в городе был организован сборный эвакуационный пункт, куда сгоняли жителей из близлежащих городов: Петергофа, Слуцка (Павловска), Красного Села, Пушкина. Этим объясняется большое количество погибших на территории Гатчины и района. (…)

Экспозиция практически лишена показа военных действий, они отражены лишь фрагментарно. Большое внимание уделено «изнанке» военного быта, условиям жизни простого населения Гатчины и немецких солдат и офицеров, вынужденному взаимодействию оставшихся в городе жителей с оккупационными властями, работе подпольщиков, партизан, героев-медиков.

На выставке можно увидеть: личные вещи граждан, находившихся в оккупации, обмундирование и вооружение бойцов Красной Армии и вермахта, спасенные и возвращенные через многие годы ценности Гатчинского дворца-музея, акварели современных художников, уникальные фотографии из архивов, карты, схемы».

Немецкий порядок… Оккупация Гатчины и Гатчинского района продолжалась 865 дней. Некоторые статистические сведения из буклета с аннотацией о выставке: «…за период оккупации в Гатчине было расстреляно 100 человек, повешено 762 человека, умерло от истязаний 35 008, угнано в рабство в Германию 17 000 советских людей, погибло военнопленных 80 000. Согласно переписи, проведенной немцами в июне 1943 года, в Гатчине числилось 22 000 жителей, в момент освобождения здесь находилось 2 500 человек…».
26 января 1944 года в 20.00 двенадцатью артиллерийскими залпами из 124 орудий Москва салютовала в честь освобождения Гатчины. Приказом Верховного Главнокомандующего за участие в боях по освобождению Гатчины 19-ти воинским соединениям и частям присвоено почетное наименование «Гатчинские». 14 ноября 1944г. составлен Акт об ущербе, нанесенном Гатчине немецко-фашистскими войсками. Общий ущерб в сумме составил 147 835 990 руб.

В экспозиции выставки «По обе стороны окопов» много фотографий, рисунки, схемы. И лишь краткие биографические справки о тех людях, в чьей судьбе была опаленная Гатчина: политрук А.Григорин, танкист З.Колобанов, сотрудники Дворца-музея – С.Н.Балаева, И.К.Янченко, фотограф М.Величко; подпольщики – И.Рыбаков, Д.А.Баклагин; гатчинские медики, узники концлагерей…
Тарасевич В.Фотокорреспондент Вс.Тарасевич увидел Гатчину в день освобождения – 26 января 1944 года. А на основе его фотографий уже не один художник нарисовал сюжетные панорамы Гатчины и ее освободителей. Это, например, представленный на выставке эскиз М.П.Железнова «Освобождение Гатчины. 1944г» (из фонда ГМЗ «Гатчина»). Подлинник! По-видимому, этот художник тоже был участником освобождения Гатчины?! Об этом пока не известно. Как и о подробностях судьбы самого В.Тарасевича или М.Величко.

Посетив эту выставку в день открытия, а потом и еще два раза, ознакомившись подробнее с краеведческой литературой, я – как библиотекарь и житель Гатчины – предлагаю не только ОБЯЗАТЕЛЬНО посетить выставку во Дворце-музее, но и ПОЧИТАТЬ о Гатчине в годы войны.

Например, новую книгу А.Бурлакова: «Гатчинский край в годы оккупации 1941-1944» (Гатчина, 2015). И книги А.Багияна об А.Григорине. А вы знаете, что Александр Гитович написал поэму «Танкист Зиновий Колобанов» — в 1941 году?! Она опубликована в сборнике «Победа» (Л, 1970, с.129-131).

На выставке представлены подлинные документы на эвакуацию экспонатов гатчинского Дворца-музея и одна из тетрадочек дневника С.Н.Балаевой. Полное издание Дневника – это солидная книга с комментариями, подготовленная сотрудниками ГМЗ «Гатчина»: Балаева С.Н. Записки хранителя гатчинского дворца. 1924-1956. Дневник. Статьи. (СПб., 2005, 646с).
Да, ВРЕМЯ влияет на восприятие жизни, оно выражено словами и образами СВОЕГО поколения – в СВОЕЙ стране. Тем ценнее ФАКТЫ, рассказанные СВИДЕТЕЛЯМИ и ОЧЕВИДЦАМИ событий. А потому сегодня я предлагаю вам, уважаемые читатели, знакомство с краеведческими материалами, которые дополняют экспозицию, представленную на музейной выставке «По обе стороны окопов».

Фонд материалов о Великой Отечественной войне (книги, аудио и видеоматериалы), собранный в ЦГБ им.А.И.Куприна, достаточно велик и разнообразен. В краеведческом каталоге тема о Великой Отечественной войне занимает самое, пожалуй, значительное место. На основе нашего краеведческого фонда в помощь читателям библиотекари составляют рекомендательные списки литературы. Так, в сборнике «Гатчинские страницы Великой Отечественной войны» /Сост. Н.С.Барталевич, Т.М.Богуш, Н.В.Юронен (Гатчина, 2005), подготовленном к 60-летию Победы, опубликован указатель «60 книг о войне» (с.35-40). А в другом издании – «Героев помним имена: биографический справочник» /Сост. Н.В.Юронен (Гатчина, 2010) указатель литературы включает 80 публикаций (с.46-51) и сведения о литературе к 68-ми биографическим очеркам.

В апреле 2015 года библиографическим отделом ЦГБ им.А.И.Куприна был подготовлен красочный плакат «Гатчина – город воинской славы», на котором представлены обложки 13 изданий, наиболее полно и разнообразно отражающих тему Великой Отечественной войны в нашем крае. Это книги: На ближних подступах к Ленинграду: Гатчина (Красногвардейск) в годы Великой Отечественной войны (Лениздат, 1986); Памятники боевой славы на гатчинской земле (Гатчина, 1990); Цитадель под Ленинградом: Гатчина в годы Великой Отечественной войны (Лениздат, 1992); Багиян Г.А. Оставлены стоять насмерть (Гатчина, 2004); Николаев В.И. Опаленные войной (Гатчина, 2005); Гатчинские страницы Великой Отечественной войны (Гатчина, 2005); Фронтовики: Гатчина и Гатчинский район (СПб., 2006) Семенов И.А. Боевая летопись Красногвардейска (СПб.- Гатчина, 2010); Героев помним имена: биографический справочник (Гатчина, 2010); «Сквозь годы памяти и судьбы поколений» (СПб, 2010); «Живая память…» (Гатчина, 2010); «Живая память: сборник статей и эссе. Кн. 2» (Гатчина, 2013); Памяти достойны. Гатчина. 1945-1975 годы (Гатчина, 2011).

Публикации о Великой Отечественной войне в нашем крае – в каждом из 11 выпусков литературно-краеведческого альманаха «Оредеж» (2002-2014гг). Выпущены два юбилейных издания (№ 2, 2005г; №7, 2010г). Рубрика «Войны и памяти приказ» в этом сборнике с тех пор стала постоянной.

ххх
Война в судьбе художника (по страницам одной книги)

В сборнике «Художники города-фронта: Воспоминания и дневники ленинградских художников» (Л.: «Художник РСФСР», 1973, 444с.: илл.) есть несколько сюжетных историй, в которых упомянуты 13 человек, имеющих отношение к Гатчине военной поры.
Прежде всего – моё читательское впечатление об этой книге. Факты биографии художника: работа, творчество, гражданский долг – всё ВАЖНО. Жизнь и работа в блокадном Ленинграде – это судьба особенная. Потрясением для многих было в свое время знакомство с «Блокадной книгой», написанной известными писателями В.Адамовичем и Д.Граниным, опубликованной сначала в Москве (журнальный вариант). Первое издание «Блокадной книги» состоялось лишь в 1984году, новое издание книги (СПб, 2013) – без купюр и «вырезки» неблаговидных фактов также имеется в фонде нашей библиотеки.
Сборник воспоминания «Художники города-фронта» с большим количеством иллюстраций – это еще одно СВИДЕТЕЛЬСТВО участников-защитников своего любимого города, оказавшегося в блокадном «кольце». Художники делили с ленинградцами все невзгоды блокадной жизни. Из 225 членов Союза художников, оставшихся в Ленинграде, умерли от голода в зимние месяцы 1941/42 года, погибли от артобстрелов и бомбардировок 83 человека.

ххх
Иосиф Бродский (с.390): «За долгую историю своего существования Академия художеств была свидетельницей многих исторических событий и потрясений. Но впервые она оказалась в осажденном городе, охваченном железным кольцом блокады.
Великая Отечественная война резко изменила характер деятельности Академии. Свыше двухсот преподавателей и студентов ушли в первые месяцы войны на фронт. Партийный комитет Академии направил добровольцев в народное ополчение, истребительные батальоны, отряды МПВО. (…)
После краткого митинга в круглом зале Академии с лопатами и кирками отправился на строительство оборонительных укреплений трудовой эшелон Академии. В нем участвовало свыше ста пятидесяти человек. Студентки, работницы, преподаватели, натурщицы, сотрудники показали себя отличными землекопами. Работая в Лужском и Гатчинском районах, они первые на своем участке приняли боевое крещение, подвергшись бомбежке вражеских самолетов. Оставшиеся в городе педагоги, студенты и служащие Академии активно участвовали в местной противовоздушной обороне». /Бродский И. Академия художеств в осажденном Ленинграде (с.390-398)

ххх
Александр Трошичев (с.227): «Вместе с сотрудниками Института живописи, скульптуры и архитектуры я в течение лета 1941 года рыл противотанковые рвы – сперва в районе Новгорода, потом под Волосовым, а в августе уже под Гатчиной.

Сколько труда было вложено ленинградцами в эти работы, сколько надежд оставлено при переходе с одного рубежа на другой! И сколько раз, иногда не успев завершить начатое, они, присоединившись к отступающим частям, вновь и вновь брались, без жалоб сетований, за кирку и лопату на новом оборонительном рубеже. Только реже слышались шутки, все суровее и суровее становились взгляды, обострялись лица, грубели руки». /Трошичев А. В районе Петергофа (с.226-234)

ххх
Марина Гриценко о Михаиле Величко (144-146): «… (21 августа 1943г.) И еще одна встреча – с новым знакомым, М.А.Величко, или Мишей, как зовут его в Союзе, несмотря на отнюдь неюношеский возраст. Сейчас Величко единственный в ЛОСХе фотограф, специалист по репродуцированию. Большая, грузная, немного мешковатая фигура, крупные неправильные черты лица, замедленные движения. Миша перенес крайнюю степень дистрофии, последствия ее сказываются до сих пор. Художники говорили мне, что никто не верил, что он выживет. На мой шутливый вопрос, как же ему удалось всех так обмануть, — Миша отвечает совершенно серьезно: «Но ведь было столько дел – надо было все успеть сделать – вот и тянул, и жил, а там и Серов помог!»

Наша долгая беседа – один из тех разговоров, которые воспринимаешь как естественное явление только в Ленинграде, когда люди, еще вчера не знавшие друг друга, разговаривают с той степенью откровенности, с которой в обычной, мирной обстановке человек может говорить только с испытанным другом.
Величко М.Мишина история начинается в 1941 году с момента бомбежки Гатчинского дворца, где он работал и жил. Фанатичный поклонник и знаток всех пригородных дворцов и музеев, Миша исключительно тяжело переживает трагическую судьбу Гатчины. «Понимаете, не здания, не вещи гибли, а для меня – живые существа». Он вместе с другими сотрудниками с трудом вывез часть фондов музея и свою семью в город – немцы уже были рядом, но снова возвратился, чтобы довывезти ценности дворца и забрать своего друга… собаку, овчарку. Отправив с нашими последними отступающими частями еще какое-то число тюков и ящиков, он сам едва не погиб под обломками дворца. В городе Управление по делам искусств поручило Мише работу по душе: еще до войны у него был большой негативный фонд памятников архитектуры и музейных ценностей Ленинграда, но теперь ему стало казаться, что не все достаточно зафиксировано и что он обязан увековечить как можно больше. Ведь каждый день, каждый час на его глазах гибло несметное число памятников культуры и искусства. Миша напряженно и лихорадочно работает. При любых обстоятельствах таская на себе аппаратуру, он во время бомбежек и обстрелов рыскал повсюду, чуть ли не ползал, когда сил уже не хватало, но снимал, снимал, лишь бы успеть. Его контузило в Петропавловке, но и тогда он думал только о результатах произведенной съемки… Зимой 1942 года умерла жена… Ребенок долго болел, но выжил. Теперь Миша весь свой досуг отдает ребятам. Его знают во всех детских домах, малыши ожидают его с нетерпением, он с ними играет, приносит гостинцы. Миша чутьем угадывает способности детей. Несколько одаренных он уже определил в балетную школу. «Вот завтра я покажу Иордан девочку в одном детском доме – такую грациозную, такую талантливую», — и лицо Миши светится особой нежностью».

Примечание автора: После окончания войны материалы М.А.Величко были использованы комиссией ущербов, а также при реставрационных работах по восстановлению памятников архитектуры. /Гриценко М. Командировка в Ленинград (с.136-153)

ххх
Георгий Кофман о Всеволоде Тарасевиче (с.62): «Сейчас снимки корреспондента «Огонька» В.Тарасевича хорошо известны многим. Тогда это был порывистый вихрастый мальчик, норовивший пробираться на самые горячие участки фронта и совавшийся со своей поразительно меткой «лейкой» в самое пекло. Оперативность и мастерство быстро выдвинули его в ряды истинных художников военного фоторепортажа. Интересно напомнить, что упомянутый плакат юного Тарасевича «Родина зовет!» был высоко оценен зарубежной прогрессивной общественностью и отмечен в 1942 году специальной медалью на выставке в Нью-Йорке.

Вообще говоря, нельзя обойти здесь молчанием героический труд многих фотокорреспондентов, чьи работы стали неотъемлемой, органической частью «Окон ТАСС». /Кофман Г. «Окна», которые не затемнялись (с.61-73)

Харшак А.И.ххх
Александр Харшак (с.215): «В Гатчину мне удалось попасть вместе с передовыми подразделениями пехоты. Город горел, подожженный отступающими гитлеровцами. Горел и большой Гатчинский дворец. На обелиске (т.е. на Коннетабле – прим.А.Т.) – громадная металлическая свастика. Наши бойцы наводят орудие, чтобы сбить ее прямой наводкой.

Старинные пушки, которые стояли у дворца, исчезли – должно быть, пущены фашистами на переплав. Но статуя Павла I невредима: видимо, его прусский мундир пришелся оккупантам по вкусу. То тут, то там рвутся мины. Подходим к собору. В нашей группе несколько сотрудников фронтовой газеты «На страже Родины», в их числе Виссарион Саянов – полушубок нараспашку, рыжие усы, шутит.

Присутствие людей, вероятно, ощущается каким-то «шестым чувством», нас почему-то привлекла дверь, ведущая в подвал собора. Мы вскрыли ее, и что же? Все подвалы оказались битком набиты людьми. Они робко выходят оттуда, сперва смотря на нас с опаской, но, увидев звезды на шапках, бросаются к нам, плачут, глаза широко открыты, в них безумная радость – освободились!

После Гатчины мы не раз встречались с населением освобожденных районов, и у меня осталось много зарисовок: вот дети с печальными, все понимающими глазами, вот женщины, стойко вынесшие непомерную тяжесть гитлеровского режима, вот сироты, беженцы, всех не перечтешь…» /Харшак А. Фронтовой альбом (с.214-219)

ххх
Анатолий Яр-Кравченко (с.192): «В мае 1944г в залах Русского музея 2-я выставка работ художников Ленинградского фронта. В ней участвовали более 70 художников, представивших свыше 700 работ. «Воспитанник Академии художеств, ученик И.И.Бродского лейтенант М.П.Железнов выставил картины «Подъем красного флага над Гатчиной» и «Десант в тылу врага». /Яр-Кравченко А. Художники Ленинградского фронта (с.173-192)

ххх
Игорь Крестовский (с. 412-414): «28 февраля 1942 года я с семьей эвакуировался из Ленинграда. Мы нашли дружеский и гостеприимный приют в Ростове-Ярославском. В начале июня 1944 года я получил от Государственной инспекции охраны памятников вызов в Ленинград. Наладив семейные дела, я в конце июня выехал в родной город, где меня сразу же привлекли к ответственной работе по консервации скульптуры и орнаментально-декоративных убранств в сгоревших во время Великой Отечественной войны пригородных дворцах-музеях городов Пушкина, Павловска, Гатчины, Стрельны.

Мне поручили собрать бригаду и приступить к выполнению задания по Павловскому дворцу. (…) В Гатчине, куда мне приходилось ездить для консультации, работали две смешанные бригады скульпторов и лепщиков. В работе по Гатчинскому дворцу приняли участие скульпторы В.С.Драчинская, А.Ф.Гунниус, Т.С.Кирпичникова, братья А.Е. и М.Е.Громовы и другие. (…)

Консервация скульптуры и декоративных орнаментаций с последующим снятием с них гипсовых форм была проведена по всем дворцам настолько удачно, что при воссоздании сгоревших до тла дворцов все скульптурные украшения удалось восстановить с сохраненных эталонов.

(…) Теперь наши памятники, возрожденные из огня и пепла, сверкают вновь в прежнем своем величии, являя собой большую духовную и художественную культуру нашего народа». /Крестовский И. Охрана памятников (с.405-414)

ххх
Краткие биографические справки

(с.433) Бродский Иосиф Анатольевич. Родился в 1909г. Искусствовед. Доктор искусствоведения. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Профессор Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина. В годы Великой Отечественной войны состоял в истребительном батальоне, был ученым секретарем Всероссийской Академии художеств.

(с.438) Трошичев Александр Александрович. Родился в 1908г. Живописец. Доцент Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина. В годы Великой Отечественной войны – участник боев под Ораниенбаумом. Сотрудник дивизионной газеты «За Родину». Военный корреспондент армейской печати.

(с.434) Гриценко Марина Николаевна. 1901-1971. Искусствовед.

(с.435) Кофман Георгий Маркович. Родился в 1908г. Журналист. В годы Великой Отечественной войны – редактор ленинградских «Окон ТАСС».

(с.438) Яр-Кравченко Анатолий Никифорович. Родился в 1911г. Живописец, график, народный художник РСФСР. В годы Великой Отечественной войны служил в действующей армии. Корреспондент корпусной газеты «Атака». Председатель объединения ленинградских художников-фронтовиков.

(с.438) Харшак Александр Исаакович. Родился в 1908г. График. В годы Великой Отечественной войны служил в действующей армии. Художник армейской газеты «Удар по врагу».

(с.435) Крестовский Игорь Всеволодович. Родился в 1893г. Скульптор. Заслуженный деятель искусств РСФСР. Профессор Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина. В начале Великой Отечественной войны находился в Ленинграде. Руководил работами по укрытию и маскировке архитектурных памятников и садово-парковой скульптуры. Участвовал в работе по консервации скульптур и декоративного убранства пригородных дворцов в Павловске, Гатчине, г.Пушкине, Стрельне (1944г).

(с.434) Гунниус Александра Федоровна. Родилась в 1890г. Скульптор. В годы Великой Отечественной войны командирована на партизанскую базу в Кавголово. Участвовала в работе по консервации скульптур и декоративного убранства Гатчинского дворца.

(с.434) Драчинская Вера Семеновна. Родилась в 1892г. Скульптор. В годы Великой Отечественной войны находилась в осажденном Ленинграде. Участвовала в работе по консервации скульптур и декоративного убранства Гатчинского дворца.

(с.435) Кирпичникова Татьяна Сергеевна. Родилась в 1899г. Скульптор. В годы Великой Отечественной войны находилась в осажденном Ленинграде. Участвовала в эвакуации художественных ценностей Эрмитажа, в консервации скульптур и декоративного убранства Гатчинского дворца.

Автор

Алёна Тришина

Старший библиотекарь библиотеки им. А.Куприна. Человек активной жизненной позиции, влюбленный в родной город и своих читателей. Статьи, книги о знаменитых земляках Алены Александровны имеют главную цель — просветительскую.