Тайны Гатчинских парков

Почему нас по выходным дням так тянет в парк? Ведь мы бывали там тысячу раз и кажется каждое дерево, каждый поворот давным–давно знакомы и ничего нового мы там не увидим, но вновь и вновь что-то таинственное влечёт нас в Гатчинские парки и мы не устаём часами любоваться на милые нашему сердцу пейзажи. Неспроста всё это. Ведь сады и парки века восемнадцатого не просто творения выдающихся ландшафтных мастеров, но и наследие огромной непознанной культуры русского масонства. Гатчинские парки это гигантские апокрифические книги «написанные» особым языком камней, деревьев, мостов, павильонов, скульптур, которые собраны в особые знаки и символы. Здесь зашифрованы древние философские знания и понятия, недоступные нашему слишком рациональному и прагматичному мировоззрению. Масонство – важная составная часть русской культуры XVIII — XIX веков, мало исследованная в приложении к культуре художественной и существующая в нашем сознании абстрактно, без связи с бытом и искусством своего времени. И парковое искусство той эпохи тоже для нас слишком поверхностно – на уровне зрительных ощущений, композиций, пропорций. Однако это ещё и довольно сложная система кодирования пространства, бытия, основанная на гармонии. Масоны воспринимали жизнь свою как бесконечный путь к Свету Истины, и путь этот был сложным многоступенчатым, как восхождение по крутой извилистой лестнице.

Прогулки по парку были тогда не праздным времяпрепровождением, а наполнены философскими размышлениями и беседами. И семантика парковых аллей к этому полностью располагала. Парк – как место для медитаций, предполагал большую свободу действий и освобождение от некоторых условностей этикета, позволял погрузиться в самого себя – «познать», эмоционально и умственно прикоснуться к тайнам Бытия. Парки были наполнены сложными понятиями, зашифрованными в виде символических архитектурных форм и ландшафтных композиций. Парк очень многое мог рассказать о его владельце, ну, разумеется, только особо посвящённым, ведь даже рядовые масоны не владели тайнами парковой символики, что уж про нас говорить. Группы деревьев образовывали астрологические или алхимические знаки, извилистые дорожки вели путника от одного образа к другому, составляя удивительные картины. И, конечно же, особое место в парках занимала архитектура, которая, как известно, была для «каменщиков» основным искусством – ars regia. Ведь Бог для них был Великий Архитектор. Излюбленным материалом для парковой архитектуры являлся «дикий» необработанный камень символизирующий натуру человека, требующую неустанной шлифовки. Посмотрите сколько построек в Гатчине создано из пудостского камня. Его грубая ноздреватая поверхность как нельзя лучше передаёт дикий первобытный хаос бытия. Наиболее распространёнными архитектурными образами масонов являются обелиски, пирамиды, гроты, лабиринты, руины, солнечные часы, сфинксы, различные павильоны. Каждый из таких объектов являлся местом для ритуальных встреч. Масоны большое значение придавали ручному труду и хозяйственные парковые постройки – кузницы, оранжереи и даже наша Ферма (да-да!) тоже имели особое апокрифическое значение. Они служили для приобщения дворян-масонов к простому ремеслу и для особых братских церемоний.
orel1Главный наш гатчинец – Павел I, тоже был масон, состоял в ложе Астреи – богини справедливости, отчего наши парки наполнены таинственными символами. Рассказывать про все можно очень долго, поэтому остановимся на одном — Павильоне Орла или как его ещё называют Темпль, который находится посередине Белого озера на Длинном острове. Это одно из самых загадочных сооружений Гатчины. Темпль – самое первое его название означает Храм. Автор этого павильона не установлен, хотя некоторые исследователи приписывают его Бренне. Не установлена и точная дата возведения павильона то ли 1792 год , то ли между 1793 и 1796. Нам привычно название Павильон Орла, в связи с легендой, которую знает каждый гатчинец, гласящую, что с места, где стоит беседка, Павел I выстрелил в орла, а на месте, где упала подстреленная птица, установлен обелиск – Колонна Орла. Только вот колонна была поставлена ещё при прежнем владельце Гатчины – Григории Орлове, а павильон появился значительно позже.

orel2 Первое название павильона – Темпль указывает на некую связь его с Орденом Тамплиеров. Откуда в Гатчине тамплиеры? В те времена масонов нередко называли тамплиерами, поскольку масоны считают себя последователями этого загадочного ордена. Храмы тамплиеров были круглой формы, символизируя человеческий череп, то есть голову Иоанна Предтечи. Вот и Темпль по архитектуре сходен с тамплиерским храмом, но внутри его сплошные загадки. Одна половина этого круглого храма состоит из открытой полуциркульной двойной колоннады. Десять колонн тосканского ордера серебристо-серого цвета с белыми размывами финского мрамора подняты на каменные постаменты, четыре парных и две одиночных с обеих сторон задней стены. Между колоннами находятся три каменные лестницы с тремя ступенями. Каждая из лестниц ориентирована на одну из трех ниш. Глухая стена с Темпля обращена на восток , а колоннада на запад, всё в соответствии с канонами тамплиеров. На антаблементе метровой высоты находилось изваяние орла, вырезанное из пудостского камня. На голове его покоилась императорская корона. А в когтях царственная птица держала щит с вензелем императора Павла I. Голова орла была повернута на север. Вряд ли царевич в правление своей августейшей матушки осмелился бы воздвигнуть свой царский вензель, что неизменно означало бы вызов ЕкатеринеII, с претензией на престол. А ведь в последние годы правления Павел был тише воды ниже травы, опасаясь не столько гнева матушки, сколько покушений на свою жизнь. Орёл же был символом величия. Почему же Екатерина стерпела эту архитектурную дерзость? Видимо сочла это не более чем масонским увлечением сына. Орёл – культовая птица масонов, его изображение как правило сочетается с другими символами тайных обществ – розами, шарами, дугами, что присуще ордену розенкрейцеров, которые прочили Павла в масонские цари.
orel3Это многое объясняет – Темпль имеет три символических входа, каждый из них обозначается ведущей к нему лестницей с тремя ступеньками, которые, по-видимому, символизируют три степени иоанновского масонства: ученика, товарища мастера и мастера. Каждый из трех входов в храм предварялся двумя колонами, напоминающими те, что воздвиг Адонирам, легендарный строитель Храма Соломона в Иерусалиме, что указывало на масонский характер святилища. Каждый вход сориентирован на нишу, так что входящий сразу устремлял свой взгляд на нее. Ниши располагались в восточной части павильона. Все масонские храмы ориентированы на восток. Едва ли случайно то, что ниши оставались пустыми. Хотя первоначально в них предполагали поместить скульптуру, но, однако же, не поместили. В храме Соломона не могло быть изображения божества. Внутренняя сторона полусферического купола, декорированного розетками, укрыта раковиной. Жемчужина, которая рождается, как известно, в раковине, также является распространенным масонским символом слез. Сочетание же окружности (стилобат), шара (полусферический купол), дуги (антаблемент открытой части колоннады) и орла — набор символов храма розенкрейцерского.
Итак, Темпль сооружение сакральное, говорящее посвящённым о владельце Гатчины Павле, о его особом высоком статусе в тайных обществах и предназначенное для особых «братских» встреч и ритуалов, ибо всякий храм одновременно является и отражением мира и особой моделью сознания, располагающей к диалогу. В Темпле состоялась встреча цесаревича Павла с известным и высокопоставленным масоном того времени графом Калиостро, который приезжал в Гатчину снискать расположения Малого императорского двора (как тогда называли Гатчину) и лично Павла. Однако, Павел, соблюдая все уставы вольных каменщиков, оказал, тем не менее, графу холодный приём. Движимый высокими идеалами, цесаревич с негодованием относился к похождениям и корыстным устремлениям известного масона-авантюриста.
Романтический идеализм, кстати, и сгубил нашего императора. Павел полностью повторил судьбу легендарного основателя масонского учения Адонирама. Как и Великий Мастер, Павел был сыном вдовы (масоны часто именуют себя «детьми вдовы»), в Гатчине он воздвиг таинственный храм, создал свою собственную систему государственного управления и, так же как и Адонирам, был убит своими же сподвижниками, олицетворявшими и легенде и в жизни три человеческих порока – зависть, невежество и лицемерие.
orel4А Темпль так и стоит на Длинном острове, как хранилище древних забытых знаний и как памятник несбывшимся высоким благим устремлениям императора Павла I. Есть о чём поразмышлять, войдя в этот таинственный храм.

Автор

Константин Иванов

Журналист, член клуба «Мир непознанного». Руководит фирмой «Конкур», которая занимается созданием видеофильмами, фотосъемкой, рекламными и информационными сюжетами.