Сотворение картины

Несколько месяцев назад, моя учительница по литературе Т.Г. Кирющенко, заслуженный учитель СССР, ныне основатель и заведующая музеем И.А. Бунина в г. Ельце, попросила меня о необычном и интересном деле – написать картину «Усадьба Бунина».

В городе память о великом земляке, писателе-классике, первом нобелевском лауреате по литературе, с большим уважением чтут и хранят. Необычным и интересным это дело для меня было потому, что картины такой ещё никто никогда не писал. Ну, видимо цели такой не ставилось. Я счёл за большую честь написать эту картину. Немного прикоснуться своим творчеством к вещам, связанным с великим писателем. Хотя лет восемь назад я написал портрет Ивана Алексеевича и подарил его музею, но портреты самые разнообразные там уже были, а вот картины усадьбы – пока еще, ни одной. Но как её писать, как к ней подступиться? Ни одной архивной фотографии усадьбы не сохранилось. Она была уничтожена, как говорится «под корень» в тридцатые годы в период насильственной коллективизации деревень, сёл и хуторов.И вот заведующая музеем Тамара Георгиевна прислала мне по почте пухлый пакет. Там были воспоминания Ивана Алексеевича о своей усадьбе, схема картины, нарисованная Тамарой Георгиевной на тетрадном листке, с её пониманием расположения самой усадьбы, хозяйственных пристроек, пруда, шалаша, фруктовых деревьев и прочего. Моя задача заключалась в осознании предложенного материала и перевода его в картину, написанную на холсте маслом. Бунин был великим мастером деталировки. В его прозе и стихах ощущались и звуки, и запахи и всё, что окружало творца в данный момент его мировосприятия. Он обладал к тому же безукоризненной памятью. И мог в деталях описать хоть лет через пятьдесят, находясь в иммиграции во Франции, например воспоминания детства и свою родовую усадьбу. Какие были окна, какие двери, какая крыша и прочее. Читая это подробно, я представлял чёткие образы давно ушедшей эпохи. И мысленно формировалась будущая картина. Она мне даже начинала сниться во снах. Очень помог довершить образ усадьбы её макет, сотворённый умом и руками А.В. Новосельцева, члена Союза архитекторов России, краеведа. Этот макет, находящийся в музее Бунина в г. Ельце я нашёл в интернете, на страничке музея и детально рассмотрел. Можно было приступать к написанию ответственной картины. Но я осознавал одну существенную деталь, которая могла в целом повлиять на будущую картину. Дело в том, что почти все мои картины, независимо от моей воли получались яркими, сочными в красках. Может, отчасти от того что мне нравились картины Кустодиева и Грабаря, излучающие жизнерадостные настроения. Честно говоря, мне никогда не хотелось писать картин мрачноватых оттенков, и поэтому я стал опасаться, что со своим стремлением к радужным тонам не зайду ли я слишком далеко. И не будет ли сотворённая картина нелепо выглядеть в камерной, спокойной обстановке музея, веющего эпохой девятнадцатого века, времён русских художников-передвижников. Для контроля моих тонов и успокоения (если бы понадобилось) чересчур яркой палитры, я пригласил моего друга по Гатчинскому товариществу художников, в котором сам состою, художника Сергея Бекиша. Поняв свою роль беспристрастного судьи, он согласился и в дальнейшем помогал полезными советами. И я приступил к написанию картины. Не считаю нужным описывать подробности увлекательного процесса, но в конечном итоге художественное произведение было закончено и одобрено с классической точки зрения С. Бекишем. Настал момент торжественного вручения картины музею. И совпал он как раз с двадцать пятой годовщиной с момента его основания. На волнующие и приятные торжества в г. Елец я поехал с петербургским писателем, земляком И.А. Бунина, написавшим третью по счёту книгу о жизни и творчестве Бунина, Е. Н. Дёмкиным. К торжеству в музей съехались многочисленные буниноведы и потомки великого писателя.

ysadbaСъёмки торжества велись двумя телекомпаниями города. Под телекамеры картина была торжественно вручена заведующей музеем Т.Г. Кирющенко, хранительнице наследия писателя мирового уровня. А далее были душевные, интересные разговоры, воспоминания за праздничным столом. А мне тогда подумалось: вот я проживаю в Гатчине и написал картину для Елецкого музея. А в Гатчине жил не менее известный писатель-классик А.И. Куприн, и он дружил с И.А. Буниным. И оба иммигрировали после революционного переворота во Францию. И оба тосковали там о матушке-России. А может всё неспроста, может написание этой картины, есть продолжение незримой, необъяснимой сквозь века творческой связи между людьми, между городами? Как знать, как знать…

Автор

Сергей Пузатых-Елецкий

Сотрудник ПИЯФ, поэт, прозаик, художник. Творчество Сергея многогранно. Его пейзажи, портреты – неоднократные участники городских выставок. Его стихи и проза печатались в многочисленных сборниках. Последние работы Сергея в жанре фэнтези.