Шлиссельбург-Кронштадт

Маршруты выходного дня

Предлагаю Вам маршрут выходного дня по интереснейшим местам Ленинградской области.

Тур второй: Шлиссельбург-Кронштадт

Любителям морских путешествий рекомендую в солнечный жаркий день отправиться к морским святыням, которые, к тому же, так удобно расположились рядом с Санкт-Петербургом.

До Шлиссельбурга и Кронштадта можно добраться на маршрутках от Петербурга.

Начнем с города воинской славы, коронованного города-порта, расположенного на острове Котлин и прилегающих к нему более мелких островов Финского залива и дамбы. До 1983 года попасть на остров можно было только водным путём. В настоящее время остров Котлин соединён кольцевой автодорогой, проходящей по комплексу защитных сооружений Петербурга от наводнений, с северным и южным берегом Финского залива. 12 августа 2011 года был открыт двухкилометровый тоннель под Финским заливом, строительство которого осуществлялось в рамках возведения КЗС, включающего в себя два судопропускных сооружения, шесть водопропускных сооружений с 64 гидротехническими затворами и мостами и 11 защитными дамбами, 25-километровый участок автомобильной дороги (частью КАД).

В 1990 году исторический центр города вошёл в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В апреле 2009 года Кронштадту было присвоено звание: Город воинской славы.

Лишь только в 1996 году город перестал быть закрытым городом — въезд в него для россиян и иностранцев стал свободным.

Наиболее известным памятником архитектуры города является Морской Никольский собор, построенный в 1902—1913. Помимо этого, сохранился ряд исторических построек XVIII—XIX веков: Итальянский дворец, «губернские» дома, комплекс кронштадтского адмиралтейства, стены и казармы Кронштадтской крепости, Арсенал (инженер Дж. Уистлер), Гостиный двор. Интерес вызывает также чугунная мостовая в центре города.

Рекомендую прогуляться по Петровскому парку с вековыми дубами.

Ну и, конечно, самым ярким событием станет прогулка до одного из портов от площади напротив Никольского собора (10 минут пешком). Самыми интересными являются форт «Тотлебен», Форт «A», Форт Первомайский — одно из долговременных оборонительных сооружений, входящих в систему обороны Кронштадта и форт «Император Александр I» («Чумной»).

Шлиссельбург, ключ-город, расположился на левом берегу Невы у Ладожского озера. В небольшом отдалении от города находится уникальная крепость «Орешек».

Город был основан новгородским князем Юрием Даниловичем в 1323 году, заложившим на острове Орешек (здесь росло много лещины — лесного ореха) деревянную крепость. Она была названа по имени острова Орешек. В 1353 году новгородцы заложили каменную крепость, возвели крепостные стены и башни (все подтверждения можно найти в самой крепости). В 1702 году отвоёван у шведов Петром I, который дал городу его нынешнее название. В 20-х — 30-х годах ХХ века Ленинградским ветеринарно-зоотехническим институтом на острове проводились работы в области военной биологии — поиск подходящих биологических возбудителей болезней людей и животных. Среди прочего, велись работы с бактериями сибирской язвы, сапа, туберкулеза.

В годы Великой Отечественной войны город был оккупирован (8 сентября 1941) и разрушен, в то же время сама крепость в течение 500 дней держала героическую оборону, не позволив немецким войскам переправиться на правый берег Невы. 25 сентября 1941 года в районе города был высажен кораблями Ладожской военной флотилии и погиб Шлиссельбургский десант. 18 января 1943 г. в ходе операции «Искра» город был освобожден частями 67-й армии Ленинградского фронта: 86-й стрелковой дивизией, отдельным батальоном бронеавтомобилей 61-й танковой бригады и 34-й лыжной бригадой.

Добраться до крепости очень легко: с причала за соборным комплексом отправляются катера (50 рублей с человека в одну сторону) и многоместные теплоходики (отправление каждые 20 минут, стоимость 200 рублей туда-обратно).

С начала XVIII века крепость стала использоваться как политическая тюрьма. Первым знаменитым узником крепости стала сестра Петра I Мария Алексеевна (1718—1721), а в 1725 году здесь была заключена Евдокия Лопухина, его первая жена. В крепости содержался и в 1764 году был убит охраной при попытке освобождения император Иван VI.

В 1798 году по проекту архитектора Патона был построен «Секретный дом», узниками которого в 1826 году стали многие декабристы (Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, братья Бестужевы и др.).

В 1869 году крепость была обращена в военно-арестантские роты. В 1881 году здесь находились дисциплинарный батальон и катерная матросская команда. Общее число заключённых нижних чинов достигало 411 человек. Прежняя секретная тюрьма была в то время приспособлена для 14 карцеров, в которые заключали провинившихся солдат из дисциплинарного батальона.

К 1883 году старая тюрьма была перестроена на 10 одиночных камер и было возведено новое двухэтажное здание на 40 заключенных. Дисциплинарный батальон был выведен из крепости, и в ней стали содержать только политических заключенных.

Режим этой крепости был тяжёлым — устав не допускал никакого общения заключённых — ни с товарищами по несчастью, ни с охраной. Психика некоторых из этих несчастных этого испытания не выдерживала.

С 1907 года Орешек служил центральной каторжной тюрьмой. Началась реконструкция старых и строительство новых корпусов. К 1911 году был закончен 4-й корпус — самое большое здание крепости, где были устроены 21 общая и 27 одиночных камер. В крепости содержались многие знаменитые политические заключённые (особенно народники и эсеры) и террористы, а также многие поляки. Некоторых приговорённых к смерти привозили в крепость для казни. Так, здесь был казнён А. И. Ульянов (брат Ленина), покушавшийся на Александра III.

Соборный комплекс (главная площадь города) представлен Никольской церковью, Благовещенским собором (1764—1795) и Казанской часовней (1864, арх. Г.Ершов), в настоящее время все находится в плачевном состоянии, но ведутся работы по реконструкции.

Пройдитесь по Петровском мосту, он был построен в 1826-1832 г. при реконструкции шлюза Петровского канала. С него можно полюбоваться сохранившимся Староладожским каналом.

Староладожский канал строился с 1719 по 1731 год для безопасного плавания судов вдоль южного берега бурного Ладожского озера.

В 1800-1806 году был прорыт канал Екатерины II (ныне Малоневский), чуть позднее построены шлюзы и разводной мост. А в 1861-1866 годах ближе к побережью Ладожского озера, параллельно Петровскому каналу был построен более широкий и глубокий канал имени Александра II (ныне Новоладожский канал), связавший Неву с Волховым в обход Ладожского озера.

На другом берегу Петровского канала находится огромный адмиралтейский якорь петровского времени, поднятый со дна Невы в районе Шлиссельбурга.

Морское путешествие подходит к концу.

Вперёд, к неизведанному!

Арсения Статлер

Мои контакты: jankate@inbox.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *