Шанель всегда №1

Год духовной культуры в Ленинградской области.

Журнал «История в женских портретах» — это еженедельное издание, 1-й номер которого появился в киосках Роспечати в январе 2013-го года. Причем начали издавать эту серию элегантно оформленных журналов с материала, посвященного Коко Шанель: кто, если не она, мог предстать именно в номере ПЕРВОМ?!

koko6А знаете ли вы, что в 2008-м году монета номиналом в 5 евро выпущена была в честь 125-летия со дня рождения Габриэль Шанель? Легендарная Мадемуазель… О её жизни написаны книги, ее биография стала материалом для нескольких, в том числе и художественных, фильмов. И даже мюзикла «Коко» (1969г, муз. А.Превена, либретто А.Д.Лернера), на премьеру которого Шанель не поехала, обидевшись, что ее не пригласили создать костюмы для этого спектакля!

Вероятнее всего, Шанель обидело то, что вместо молодой Одри Хепберн в роли Шанель выступала 70-летняя Кэтрин Хепберн!!! И это был сюжет не о 20-х – 30-х годах, а о возвращении в мир высокой моды …71-летней Коко Шанель (1954г). Мюзикл оказался самым дорогим в истории Бродвея (бюджет составил 900 тыс. долларов, англичанин С.Битон разработал для постановки более 250 костюмов), а успеха не имел.

koko3Женщина-легенда… Это ее высказывания: «Шанель – это не мода. Шанель – это стиль»; «Мода проходит, стиль остается». Стиль Шанель — это приталенный жакет, твидовые костюмы, шелковые пижамы, и маленькое чёрное платье (1925г). А также духи «Шанель №5» (1921г) и «Шанель №19» (1970г, новинка к дню рождения Мадемуазель). Бижутерия от Шанель, аксессуары… В феврале 1955 года мадемуазель Шанель представила небольшую, черного цвета кожаную стеганную сумочку в форме прямоугольника на длинной цепочке: это была «Сумка 2.55». Не прошло и года, как появились разноцветные версии сумки 2.55 из джерси, шелка и крокодиловой кожи. Различные вариации этой брендовой вещи, стоимостью не менее 2тыс. руб. популярны и теперь.

Первоначально сумка закрывалась на прямоугольный «замок мадемуазель». С 1980-х появилась новая версия сумки, где замок — в виде логотипа Chanel: это две пересекающиеся буквы «С» (что означает «Coco Chanel»), смотрящие в противоположных направлениях. Логотип, кстати, Шанель придумала именно для строгого и лаконичного по форме флакона духов «Chanel №5».koko2

Как дизайнер Шанель преображала все, к чему прикасалась: так появилась короткая женская стрижка, маленькие шляпки, английский стиль в женской моде (вязаные свитера, брючные костюмы свободного покроя)… Шанель ввела в моду загар, и черный цвет, ее «чудачеством» было носить бижутерию вперемежку с драгоценностями. Удивительно, но то, что Шанель придумала, становилось классикой. Как говорила впоследствии знаменитая модель Инес де ла Фрессанж, Шанель изобрела «повседневный шик». Не удивляйтесь: «носит в одном ухе черную жемчужину, а в другом – белую»?!

Из книги М.Скуратовской «Сто великих творцов моды» (М, 2013, с.93): «…знаменитый стиль будет продолжать существовать, пока мы будем в нем нуждаться». А на обложке этого, недавно купленного мной издания, – фото Габриэль Шанель: в черном платье, с многочисленными нитями жемчужных бус. Известно, что ее друг герцог Вестминстерский подарил ей 8-ми метровую нить превосходного жемчуга. Однако Шанель предпочитала носить бижутерию, говоря, что драгоценностями надо любоваться дома.

Работа модельера… Из книги А.Васильева «Красота в изгнании» (М, 2009г, с.238, 239): «Шанель одевалась очень просто, даже затрапезно. Уставшая от обилия туалетов, которые сама создавала, она любила работать в теплой студии у камина, одетая в спортивный костюм, темный свитер и темную юбку – собственные изобретения, изменившие женский гардероб ХХ века»; «Её слово было законом для работниц, ее воля непоколебима, а мысль точна и быстра. В мгновение ока она принимала решения, просматривала всю коллекцию целиком. Шанель могла казнить или миловать свои же собственные платья, заботясь о гармонии всего, ею созданного, о строгости линий и удобстве, о престиже марки своего дома».

Примечательно, что Шанель никогда не рисовала свои модели, она творила их с помощью ножниц и булавок прямо на манекенщицах. Так ли умеют работать наши современные модельеры? Отрадно было узнать, что коллекцию «Шанель-2011» достойно представили в Париже (!!!) студентки гатчинского лицея «Мода».

…Париж, январь, 2011 год. Цветущие анютины глазки на газоне! Мы с моей подругой Аллой видели это собственными глазами. В ту загранпоездку мы отправились вдвоем: на 4 дня, самолетом. Я была в Париже во второй раз (до этого – с группой, автобусом, весной 2002 года), Алла – первый раз за границей. Но у нее – ЮБИЛЕЙ, и мы планировали эту поездку без напряжений групповой экскурсионной программы: гулять по городу, зайти в музей, посидеть в кафе… В юбилейный день – быть на Монмартре! Всем советую воспользоваться услугой 2-дневного билета на зелёный 2-х этажный экскурсионный автобус, четыре кольцевых маршрута которого проложены буквально по всему Парижу. Имея на руках билет, а в кармане – мини-наушники и схему, выходить можно на любой остановке. И потом садиться – в любой такой же автобус, расписание которого также у вас имеется. Едешь по Парижу, слушаешь в наушниках русский текст, а потом – французскую музыку. Вышел около собора или музея, около парка, погулял… И снова едешь, по сторонам глазея, на втором этаже автобуса – с ветерком!

Случайным образом оказались мы с Аллой в районе, где находятся салоны Шанель, Диор и другие. Честно признаюсь, что зайти туда постеснялись, однако около дверей этих престижных бутиков сфотографировались. Духи купили в другом месте, о приобретении сумки «Chanel 2.55» даже и не помышляли. Зато в кафе «У Сары Бернар» (а это центр – т.е. площадь Шатле) торжественный ужин на двоих легко организовали, ибо там есть меню на русском языке!

Ах, Париж: вспоминать – не пересказать. По книгам изучаю его «анатомию», не переставая УДИВЛЯТЬСЯ. Загадочный Париж, мистический Париж… Русский Париж. Город и горожане — страницами БИОГРАФИЙ. В той поездке мне очень хотелось посетить музей-квартиру Эдит Пиаф. Не получилось. Зато побывали мы у Родена, видели гробницу Наполеона. И знаменитые «Кувшинки» К.Моне – в музее Оранжери. По Парижу нужно гулять, отдыхая. Вспоминать литературных героев, и страницы истории. Вспоминать, созерцать, думать…

Биография Коко Шанель

Говорят, что в апартаментах Коко Шанель много книг, потому что Мадемуазель Коко любила читать. «Мне снится жизнь, которую я хотела бы прожить» — так говорила Коко Шанель.

В ЦГБ им.А.И.Куприна и в наших библиотеках-филиалах вам предложат различные материалы о жизни и судьбе Габриэль Бонёр Шанель (19.08.1883, Сомюр — 10.01.1971, Париж). Кратко – это в книгах, например, Скляренко В.М. 100 знаменитых женщин. (М, 2004); Васильева Е. 50 знаменитых бизнесменов (М, 2009); Васильев А. Судьбы моды (М, 2009).

«Великие женщины ХХ века» (М, 2009), «Женщины, изменившие мир» (М, 2010), «Роковые женщины» (М, 2013) – это книги Виталия Вульфа, в каждой из которых он рассказывает читателю собственную версию важнейших, по его мнению, фактов биографии женщины, при жизни ставшей легендой. Великая, изменившая мир, роковая… И это всё – о ней! О той, которая сумела даже собственную биографию «перекроить» именно так, как ей было нужно.

Ныне биографических материалов о Коко Шанель много, как в бумажном, так и в электронном виде. Советую вам взять именно книгу, то есть солидные томики, написанные увлекательно, зачастую – язвительно, с осуждением, но ВОСТОРГОМ, с порицанием и УДИВЛЕНИЕМ.

«Загадочная Коко Шанель» (М, 1994, 2010) книга Марселя Эдриха, ставшего «летописцем» жизни строптивой и непредсказуемой Коко. Писатель, нанятый Шанель, записывал ее монологи ЖЕЛАЕМОЙ биографии, однако… Заказчицу этот вариант мемуаров не устроил.

Эдмонда Шарль-Ру – писатель, президент Гонкуровской академии, а также историк моды и журналистка. Многие годы она посвятила изучению жизни и феномена личности Коко Шанель. По ее книгам созданы фильмы и один из них «Коко до Шанель» («Coco avant Chanel», 2009г) с Одри Тоту в главной роли – посвящен бурной юности будущей властительницы моды. Фильм, который собрал в прокате более 50 млн. долларов, для домашнего просмотра можно взять в Медиатеке ЦГБ им.А.И.Куприна. Бесплатно, на срок 15 дней.

Книги Э.Шарль-Ру на русском языке: «Непостижимая Шанель: Биография отдельного лица» (М, 1986); «Загадочная Шанель» (М, 2002), «Непутёвая Шанель» (М, 2010). Это варианты одной биографии с дополнениями, уточнениями. Непутёвая? – да ведь это ИРОНИЧНО, любя. Книга без единой иллюстрации, объемом в 620 страниц! Читаешь – веришь, читаешь, задумываясь. Между прочим, к каждой из 11глав данной книги подобраны значимые литературные цитаты. Главы: Истоки (1792-1883); Юность Габриэль (1884-1903); Славянские годы (1920-1925) и т.п.

Кстати, в различных изданиях настоящее имя мадемуазель Шанель пишется по-разному: Габриэль, Габриель. Цитируя, я сохраняю тот вариант, какой нам дают переводчики.

Биографический роман Анри Гиделя «Коко Шанель» был издан во Франции в 2000 году, а у нас (т.е. на русском языке) – в 2010-м. Несколько рисунков и фотографий, главное – текст: «По мнению самой Габриель, хорошо развитая мускулатура стоит любого корсета. Эту мускулатуру она уже приобрела ежедневной тренировкой по выездке. Она по многу часов проводила в седле, с наслаждением и до изнеможения объезжая Компьенский лес, где ей были знакомы все тропинки, все уголки» (с.92); «Очевидно, что Габриель терпеть не могла жертвовать что бы то ни было в государственную казну, но зато во множестве других случаев демонстрировала редкостную широту души – вот только не выносила, чтобы у нее клянчили. Так, например, она – в обстановке строжайшей секретности – нанесла визит в Обазин, и пожертвовала крупную сумму денег сиротскому приюту, под крышей которого росла в отроческие годы, и это при том, что с этим заведением у нее были связаны не одни только счастливые воспоминания» (с.439).

Книга Криса Гринхолфа «Вилла «Бель Респиро». Шанель и Стравинский: история любви» (СПб, 2009) мне показалась весьма надуманной и СКУЧНОЙ. Хотя, по признанию автора, это роман о ТАЙНОЙ связи, изданный в Лондоне в 2002г.: «Мой роман – это история любви столь сильной, сколь и вдохновенной. История, случившаяся в Париже в 1920 году, история музыки, моды и страсти, отголоски которой доносятся до нас и по сей день» (с.364).

Отголоски страсти: «Коко Шанель и Игорь Стравинский» («Coco Chanel & Igor Stravinsky», 2009г) — французский художественный фильм Я.Коунена, снятый по роману К.Гринхолфа «Коко и Игорь».

Иллюстрации в данном издании – это цветные фотографии кадров из фильма. Текст печати – уж очень мелкий! Зато интересна мне «Краткая хронология», то есть параллельные биографии И.Стравинского (17.06.1882-6.04.1971) и Г.Шанель (19.08.1883-10.01.1971). Скончался Стравинский на 88-м году жизни (в Нью-Йорке), Шанель – на 87-м. Умерли в один год! Долгожители, почти ровесники. Его похоронили в Венеции, а К.Шанель – в Лозанне.

Книжная серия московского издательства «Яуза-ПРЕСС» называется так: «Уникальная автобиография женщины-эпохи». Это сборники мемуаров под одинаковым названием – «Жизнь, рассказанная ею самой». Одна из книг (М, 2012г) – воспоминания Коко Шанель. Активно иллюстрированное издание, напечатано на хорошей бумаге.

Ни в одной из прежде упомянутых мной биографий не сказано, что Коко Шанель НАПИСАЛА воспоминания. Известны ее интервью, и множество афоризмов. В разные годы рядом с Коко Шанель были: писательница Луиза де Вильморен, журналист и писатель Мишель Деон. Луиза вела аккуратные записи высказываний К.Шанель, а Деон, по просьбе Габриэль, работал над книгой ее воспоминаний. Оба варианта написанных таким образом мемуаров Коко Шанель не понравились ей самой, и не заинтересовали тех, кто, по мнению Шанель, готов был сделать о ней НАСТОЯЩЕЕ кино. Почему же так произошло?

А потому, что в этих записях ПРАВДЫ о жизни Габриэль Бонёр Шанель не было. Был образ женщины-легенды, сильной, умной, СКРЫТНОЙ. Не было исповеди, а лишь ТУМАН загадочности. Казалось бы: столько свидетелей этой – уж очень на виду — жизни! Казалось, бы: живы родственники, и влюбленные в нее мужчины. «У судьбы нет причин без причины сводить посторонних», — говорила Шанель, имея в виду свое знакомство с У.Черчилем, С.Дягилевым, Ж.Кокто, П.Пикассо, П.Реверди, С.Дали и другими.

А сколько работниц трудилось в фирме Коко Шанель – не перечесть! СВИДЕТЕЛИ… Шанель уменьшила свой возраст на 10лет, она по-разному рассказывала про отца, она «путала» даты, «забывала» (замалчивала) события. Прожив долгую, яркую и очень непростую жизнь, Коко Шанель не желала, чтобы люди узнали правду о ней. Шанель нужно верить! – так решила она уже тогда, когда легко сменила свое имя на странное, но запоминающееся – Коко.

Коко Шанель… По моему мнению, большую часть своей жизни она была очень одинока и по-своему глубоко несчастна. Те, в ком она нуждалась, уходили от нее: «исчезли» (отец), умерли (мать, возлюбленные, подруга Мися), погибли (Артур Кэпел).

Неоспоримо: она любила цифру 5, и показ новой коллекции моделей назначала на 5-е число. Неоспоримо: Шанель всегда была № 1, даже если другие этого не замечали!

Автор

Алёна Тришина

Старший библиотекарь библиотеки им. А.Куприна. Человек активной жизненной позиции, влюбленный в родной город и своих читателей. Статьи, книги о знаменитых земляках Алены Александровны имеют главную цель — просветительскую.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *