Магия пудостского камня

Гуляя по старым улочкам Гатчины, то тут то там можно наткнуться на старую каменную кладку из грубых блоков желтовато-серого цвета. Это гордость и загадка гатчинской земли знаменитый пудостский камень. Название его происходит оттого, что богатые (когда-то) залежи этого камня залегали вдоль речки Пудость. В качестве строительного материала он использовался, по-видимому, со средневековья. А вот звёздный час пудостского камня настал, когда Пётр I заложил новую столицу на Неве. Великий зодчий строил свой город на века, Петербург должен был стать каменным. А тут как раз рядом свой камень в изобилии. И застучали в пудостских каменоломнях молотками сволочи с окрестных селений. Сволочами тогда называли работяг, которых силою отовсюду сволакивали на государевы работы. Их рабским трудом и был построен Петербург. И не было доли хуже сволочной.

Надо сказать, что пудостский камень добывать было не так уж и сложно. Под землею он достаточно мягок, легко поддаётся пилению и шлифовке, но, пробыв некоторое время на воздухе, он отвердевает и становится прочным. Чудо, а не камень! Специалисты отличают несколько сортов пудостского камня в зависимости от глубины его залегания. Верхние слои являются известковым туфом. Он порист, как пемза, и более мягок, чем нижний слой — собственно известняк. Чуть не полстарого Петербурга отстроено из пудостского камня. Легкость добычи и обработки сделали его также излюбленным материалом скульпторов. В 1755 году артель московских резчиков приступила к оформлению кровли Зимнего дворца , по рисункам Растрелли из пудостского камня было вырезано 178 скульптур-аллегорий, венчающих императорскую резиденцию. Изваяния покрыли известковой краской, отчего они были неотличимы от мраморных, хотя стоили гораздо дешевле. К сожалению, эти скульптуры сильно пострадали при пожаре, случившемся в 1837 году, и были впоследствии заменены на медные. Наиболее известное творение из пудостского камня — Ростральные колонны на стрелке Васильевского острова. Гигантские каменные статуи, символизирующие реки Неву, Волхов, Волгу и Днепр, созданы скульпторами Камберленом и Тибо.

img_0513Петербург строился и разрастался, также начали преображаться и его пригороды, открыв простор фантазиям и творческим поискам архитекторов. Во второй половине XVIII века стиль барокко уступил место классицизму. Повсюду начались ландшафтные работы, дав взлёт садово-парковому искусству. И тут архитекторы словно прозрели, увидев пудостский камень по-новому. Теперь он ценился не за легкость обработки и дешевизну, а за расцветку и фактуру! Антонио Ринальди при возведении Гатчинского дворца использовал всю «каменную» палитру гатчинской земли. На облицовку дворцовых стен пошли не только различные сорта пудостского камня но и его собратья и соседи — черницкий, парицкий и дылицкий камни, добытые в окрестностях Гатчины. Специалисты различают их не только по названиям населённых пунктов, но и по структуре, расцветке и другим характеристикам. Ринальди не прогадал с материалом. Благодаря своему каменному одеянию Гатчинский дворец меняет свой цвет в зависимости от времени суток, времени года и влажности воздуха. Он предстаёт то бронзово-медым, то нежно-кремовым. Это настоящая магия гатчинских камней.

Великие мастера прошлого смогли при помощи пудостского камня передать не только образы и формы, но и … время! Известковый туф под воздействием воды и ветра довольно скоро «старился», становясь серым и ноздреватым, будто пролежавшим не одну тысячу лет. Это свойство пудостского камня широко использовалось в ландшафтной архитектуре. Ринальди при создании знаменитого грота «Эхо» (1770) облицевал его выход грубыми глыбами туфа, передав дикий первобытный хаос необузданной природы. Тогда же в моду прочно вошли античные руины. Эти архитектурные композиции стали неотъемлемой частью пригородных императорских парков в Царском Селе, Павловске и Гатчине. И вновь пудостский камень оказался вне конкуренции. Именно он со своей неповторимой фактурой смог передать величие и трагизм исчезнувших цивилизаций, печаль тысячелетнего забвения. Одними из лучших творений этого направления являются произведения Николая Львова в Гатчине — античная руина Наумахия и Амфитеатр. А гатчинцы, работающие в Петербурге, каждый день проезжают на Пулковской горе мимо старого грота, который построил другой архитектурный гений — А.Н. Воронихин.

img_0644Однако запасы пудостского камня оказались небезграничны. Строительство Казанского собора существенно опустошило гатчинские недра. На облицовку собора требовалось 1240 кубических саженей пудостского камня. Павел I особым указом передал пудостские каменоломни в полное распоряжение строительной комиссии. Одновременно велись и другие менее масштабные работы, где необходимым компонентом был всё тот же пудостский камень. Гатчина же просто немыслима без него: Круглая Рига, Приоратский дворец, Кирха, Коннетабль, Сиротский институт, Суконная фабрика, мосты, террасы, ворота, сараи, склады — не перечесть архитектурных памятников и просто строений, созданных великими мастерами и руками простых каменщиков.

К концу XIX века запасы камня оказались скудными для промышленной добычи или залегали слишком глубоко. В советское время некоторые месторождения ещё разрабатывались … с помощью взрывчатки. Драгоценный (для тех, кто понимает) камень шёл, увы, на щебень! Последние остатки пудостского камня и его собратьев быстро иссякли. Остались лишь заброшенные каменоломни, обросшие травой, кустарником и множеством слухов и легенд. Некоторые карьеры и провалы пользуются дурной славой, что немудрено. Надо полагать, не один бедолага-невольник нашёл здесь свою кончину от непосильного труда. Из уст в уста передаются байки, что во время войны в старых каменоломнях немцы устроили какие-то секретные лаборатории, тайные склады с оружием, которые то ли сами взорвали при отступлении, то ли наши сотрудники госбезопасности после войны завалили ходы.

img_0260В 80-е годы в старые полуразрушенные каменоломни хлынули искатели приключений из Ленинграда. Непонятно, что хотели найти энтузиасты-спелестологи (спелестологи — специалисты по подземным рукотворным пустотам), тайники Третьего Рейха или клады, но приключений, говорят, нашли. Их рассказы про призрак старого каменотёса Ивана Горбатого, растения-мутанты, странные аномальные явления в подземельях добавили дурной славы каменоломням.
А творения из пудостсткого камня продолжают радовать глаз. Правда, радость эта, увы, недолговечна. Специалисты определяют срок жизни камня не более 150 лет, если за ним не ухаживать. Ветер, вода, мороз год за годом разрушают структуру пудостского камня. Но чаще всего человек прикладывает руку к уничтожению чуда гатчинской земли. Круглая Рига, одно из самых красивых и загадочных строений, превратилась частью в мастерские автосервиса, частью в грязную свалку. Через несколько лет мы лишимся одного из символов города, яркой жемчужины культурного наследия и былого богатства гатчинских недр. А для реставрационных работ творений из пудостского камня необходим только пудостский камень. Все попытки заменить его другим материалом идут только во вред. Пудостский камень незаменим, но его осталось в природе ничтожно мало. Поэтому необходимо приложить все силы, чтобы сохранить наш пудостский камень — гордость и чудо гатчинской земли.

Автор

Константин Иванов

Журналист, член клуба «Мир непознанного». Руководит фирмой «Конкур», которая занимается созданием видеофильмами, фотосъемкой, рекламными и информационными сюжетами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *