К 95-летию со дня рождения Л.В.Владимирского (21.09.1920-18.04.2015)

В день пожилого человека в библиотеке-филиале №1 (в Мариенбурге) состоялось открытие  выставки «Он нарисовал Буратино». Выставка сувениров, открыток и книг из коллекции А.А.Тришиной посвящена 95-летию художника-иллюстратора Леонида Владимирского. С интересом взрослые читатели слушали рассказ А.А.Тришиной о художнике, чьи рисунки каждому известны, а вот его очерки о путешествиях оказались в новинку.

Тришина в библ. №1Выставка, на которой представлены были также игрушки (Буратино и черепахи), фотографии (А.Тришиной с Буратино и в роли Буратино), парик Мальвины, конфеты и бутылки лимонада «Буратино» экспонировалась более двух месяцев. В книге отзывов – слова признания и от взрослых, и от ребятишек. Фото и информация – на сайтах библиотеки и «Культура Гатчины».

Алёна Тришина

Художник-сказочник

Леонид Викторович Владимирский родился 21 сентября 1920 года в Москве. После окончания школы поступил в инженерно-строительный институт (МИСИ), где до войны успел окончить 3 курса. В 1941 году был призван в армию, служил в инженерных войсках. Награжден медалью «За победу над Германией».

В 1945 году, после демобилизации, поступил во ВГИК, художественный факультет которого окончил с отличием в 1951 году. Его дипломной работой стал диафильм «Руслан и Людмила». Был направлен на студию «Диафильм», где в должности главного художника проработал около 5 лет: создал рисунки для 10 диафильмов, в том числе «Приключения Буратино» (1953г) по сказке А.Толстого. Именно тогда художник придумал свой образ Буратино — в полосатом колпачке и в красного цвета курточке. В 1956 году была издана книга под тем же названием, и с этого времени Л.Владимирский стал заниматься преимущественно книжной графикой.

В 1954 году Министерством Культуры СССР молодому художнику был выдан патент на изобретение «Способ получения изображений стереопары с рисованного цветного изображения». Рисунки Л.Владимирского публиковались в газетах и журналах, а это был поиск своего стиля, СВОИХ тем, главной из которых стала СКАЗКА.

Вторая известная работа художника-иллюстратора – рисунки к шести сказочным повестям А.Волкова. Первая книга «Волшебник Изумрудного города» издана в 1959 году. По данным Книжной палаты, с тех пор с рисунками Л.В.Владимирского она переиздавалась более 120 раз! С писателем Александром Волковым художник сотрудничал более 20 лет. Иногда художник просил Волкова переделать текст. Например, когда уже была готова рукопись «Двенадцать подземных королей» Владимирский предложил сделать не 12 королей, а 7 — по цветам радуги. Убрать пять королей — переделывать всю книжку!.. Волков «покряхтел, поворчал, но сел – и все переделал».

Впоследствии Л.Владимирский иллюстрировал поэму  «Руслан и Людмила» А.Пушкина, «Три толстяка» Ю.Олеши, «Приключения Петрушки» М.Фадеевой, «Путешествие Голубой стрелы» Дж.Родари, «Русские сказки» и другие книги, в основном для детей. Книги с иллюстрациями этого художника публиковались и за рубежом. В частности, повести об Изумрудном городе изданы в Германии общим тиражом более 3 млн. экземпляров. Всего же тираж 25 книг с работами Л.Владимирского превышает 20 миллионов экземпляров!

Герои сказок о Буратино и о Волшебнике Изумрудного города в рисунках Леонида Владимирского стали популярными еще и потому, что были изданы открытки — тиражом в 63 миллиона экземпляров! Также были выпущены комплекты открыток и к другим сказкам: «Три толстяка», «Приключения Кьодино», «Незнайка», «Приключения Петрушки», «Руслан и Людмила». Это были иллюстрации, которые, зачастую, не попадали в книги.

В 1967 году вышла книга Л.Владимирского «Австралия. Путевой альбом». А в 1968 — книга Г.Фиша «Мои друзья Скандинавы» в его оформлении. Художник Владимирский объехал практически весь Советский Союз, он принимал участие во множестве зарубежных поездок творческих делегаций.

Еще в 1961 году молодому художнику довелось похнакомиться с Чарли Чаплином. Причем Мэтр даже успел «научить» русского художника как правильно раздавать автографы, буквально «чиркнув» свой автопортрет с подписью.

На счету Л.В.Владимирского большое количество персональных выставок, как в России, так и за рубежом. В 1961 году Л.Владимирский был принят в творческие союзы художников и журналистов, в 1974 году ему было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР. В 1996 году он стал лауреатом Всероссийского конкурса детских читательских симпатий, а в 2006 году был награждён символическим орденом Буратино. В 2007 году награждён золотой медалью Творческого Союза Художников России. В 2014 году был удостоен звания Почетного академика Академии художеств России.

Многие годы Л.Владимирский вел активную общественную деятельность. Он участвовал в работе жюри конкурсов детского рисунка, выступал в школах и библиотеках, являлся председателем правления продюсерского центра «Друзья Изумрудного города». Его статьи публиковали журналы «Студенческий меридиан», «Библиотека в школе» и др. Шесть лет он руководил изостудией в Российской Государственной Детской Библиотеке (РГДБ). Последние годы жизни Леонид Викторович прожил в Подмосковье, в городе Долгопрудном. И у него, к сожалению, были большие проблемы со зрением. А потому он сочинял стихи, диктовал воспоминания.

Творчество… Художник Владимирский стал идейным вдохновителем создания музыкального театра-студии «Волшебник». А также, соавтором песен к мюзиклу по сказке «Волшебник Изумрудного города». В 2008 году в кукольном театре «Золотой ключик» (г.Железногорск) состоялась премьера музыкального спектакля «Гудвин – Волшебник Изумрудного города» по пьесе Л.Владимирского В одном из театров Германии поставлены спектакли «Волшебник Изумрудного города» и «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» с костюмами и декорациями на основе замечательных рисунков Л.Владимирского. Рисунками Л.Владимирского оформлены обложки аудио-книг на СД-дисках, игры для ПК.

Заветной мечтой художника было создание «Музея иллюстрации», основой экспозиции которого стало бы его личное собрание книг, рисунков, игрушек, открыток и диафильмов. Хочется верить, что родственники, друзья и почитатели творческого наследия Л.В.Владимирского сделают всё возможное для реализации этого замысла.

ххх

Леонид Викторович Владимирский был высоким, стройным, очень красивым (см. портрет Руслана!), добрым и мудрым человеком. Всего пять месяцев не дожил Л.Владимирский до своего 95-летия и три недели – до 70-летия Победы. Намеревались, однако, не успели присвоить ему звание «Народный художник России».

К сожалению, увы, нет книги воспоминаний Л.В.Владимирского. А ведь он был интереснейшим собеседником, который обладал оригинальным чувством юмора. Издан лишь небольшой сборник стихов Л.Владимирского — «От восхода, до заката». Его рассказы и воспоминания опубликованы в журналах «Детская роман-газета», «Лампада», «Читайка», «Московский журнал» и др..

ххх

Из интервью Л.В.Владимирского, опубликованных в периодических изданиях разных лет и в ИНТЕРНЕТЕ

«Мой прапрадед был священником. Как мне рассказывала бабушка, фамилия его была Аминицкий – от слова аминь. Служил он в городке Духовщина, это в смоленских краях. Однажды попал в беду. И поехал в Москву, пошел в Успенский собор, где находилась тогда Владимирская икона, помолился, и Божия Матерь его услышала. Беда миновала. Вернувшись домой, он решил своим детям дать фамилию Владимирские».

Мать Леонида Викторовича была врачом, а отец – конторским служащим. «Внешне я похож на папу, а по характеру — на маму. Она была очень добрая. Папа был азартный, играл в преферанс. Причем, ходили к нам почему-то актеры Художественного театра».

«В раннем детстве я любил рисовать во дворе после дождя – палочкой по песку. А потом на меня повлияли марки. Отец работал в наркомате внешней торговли, и там была, очевидно, обширная переписка с заграницей. Домой он приносил конверты, я с них отмачивал марки. Стал интересоваться географией, природой, историей. Появилась любовь к картинке, как к такому маленькому миру, где можно уместить очень многое. В старших классах познакомился со стихами Блока и Есенина, стал стихи писать. И их же иллюстрировал».

«У меня всегда была плохая память и учился я не блестяще, на четверочки. Когда надо было у доски доказать теорему, я ее доказывал не с того конца. Я тут же изобретал свое доказательство. Сообразилка мне помогала. Как-то Капицу спросили, что важнее: знать или соображать? Он сказал: соображать. Так вот и я пытался соображать, все хохотали, и мне попадало, конечно».

«Отец мне сказал, что стихи и рисование – хорошо, но это твое увлечение на досуге, а надо иметь солидную профессию. В архитектурный он меня не поддержал: «Куда тебе!». И я пошел в строительный. Успел окончить три курса, но тут − война. О профессии художника я задумался только после войны. Мне было уже 25. Мы гуляли с приятелем и зашли во ВГИК, просто посмотреть. Подошел человек, увидел, что я в военной форме, и спрашивает: «Вы на какой факультет пришли поступать?» Я замялся. Он говорит: «Поступайте к нам на художественный». Я сдал экзамены, и… меня приняли. Учился параллельно с Чухраем, Бондарчуком, Басовым, Мордюковой… После ВГИКа работал на студии «Диафильм», детские книжки начал рисовать только в 36 лет».

«Был я мальчиком тихим и совсем не похожим на Буратино. Мечтательным, читал книжки, рисовал волшебников, волшебниц и драконов… С Буратино я познакомился в художественном институте, когда мне было лет 29. Это была моя курсовая работа. Буратино я рисовал с дочери (ей тогда было 5 лет). Привязывал ей на веревочке картонный нос, и она мне позировала. Когда же ей стало 9 лет, она превратилась в Элли».

«Теперь дочка сама мама и бабушка, а Буратино никак не взрослеет и остается, как прежде веселым и озорным мальчишкой. И рисовать его и через много лет после первого наброска все равно интересно. Правда, для разнообразия, я придумал ему новые приключения: «Буратино ищет клад» (1995г) и «Буратино в Изумрудном городе» (1996г)». Как рассказывал художник, прообразом папы Карло был его дедушка.

«Секрет моего успеха, думаю, состоит в том, что мои рисунки — нечто среднее между книгой и кино. Это как фильм на бумаге». «Интерпретаций, конечно же, может быть множество. Одного Страшилу я нарисовал больше 400 раз. И мне кажется, что полностью выложился. Меня все время другое волновало. Казалось, что и у персонажей Волкова, и в сказке о Буратино не все сказано».

Не всё сказано… А потому известна книга Елены Данько «Побеждённый Карабас», написанная в 1941 году, с рисунками Л.Владимирского изданная в 1987 и в 1989г.

«Многое, конечно, зависит от возраста души. У меня она осталась детской. Рисуя, я передавал свои чувства героям и представлял, что они чувствуют. И о юморе не забывал».

А это совет Л.Владимирского юным художникам: «Три главных секрета рисования небывальщины: «во сне», «с потолка» и «с натуры». Догадываетесь – это КАК?!

«Я доволен, что реализовал свои мечты. Я хотел стать художником и поэтом. В XX веке я рисовал. А как наступил XXI — пишу рассказы и стихи».

ххх

Два сюжета о Буратино — в Пушкиногорье!

Из Интернета: «Мы познакомились с Владимирским в деревне Вороничи в Тригорском в 2003 г. Леонид Викторович тогда отдыхал в Пушкинских горах, а наша экспедиция вела раскопки на городище Воронич. Вечером того же дня Владимирский с дочерью пришли в гости в наш полевой лагерь. Мы все вместе пили чай у костра. Он расспрашивал нас о раскопках и об археологии. Вспоминал, как создавал иллюстрации к Буратино…».

Тогда же сфотографировались на память: Л.В.Владимирский и его дочь Ая, археолог О.А.Щеглова и её дочка Ниночка Щеглова. Под этой фотографией Ольга Щеглова написала у себя ВКонтакте: «Поздно кончается моё детство… В Тригорском с Л.В.Владимирским (1920-2015), его дочерью (посмотрите — это улыбка Буратино и глаза Суок и Элли) мы с Нинкой познакомились случайно в экспедиции Сергея Белецкого. Это он нас фотографировал. Но случайность была закономерная: закладкой в книжке, которая была у нас с собой, служила старая измятая открытка из набора иллюстраций к «Буратино» 62 или 64 года выпуска. Владимирский на ней расписался. Я думаю, ему было приятно — мы ведь в полном смысле слова столкнулись в чистом поле, явно не готовились к «встрече с иллюстратором…»

ххх

У меня, как и у О.Щегловой, тоже есть старые открытки с иллюстрациями Л.Владимирского о Буратино. В августе этого года мне предложили выступить на конференции в Пушкиногорском музее-заповеднике, по предложенной мною теме «Пушкинская тема на Российском кинофестивале «Литература и кино» в Гатчине. 1995-2015годы». Случайно увидев Интернет-фотографию Л.Владимирского в Тригорском, я решила узнать от очевидцев подробности о пребывании этого художника в Пушкиногорье. Вопросы сотрудникам задала в первом же перерыве, они пообещали уточнить. Эта моя подсказка помогла им: 1). Найти в библиотеке книгу «Руслан и Людмила» с автографом Л.Владимирского; 2). Включить факт о пребывании Л.Владимирского в свой «Литературный календарь» за 2015год. Теперь эту страничку – 21 сентября — смотрите на сайте заповедника.

В «Михайловском» я купила книгу Алексея Букалова «Пушкинская Африка» (СПб, 2006г). Как сказано в биографии автора, выпускник МГИМО А.М.Букалов после 16 лет дипломатической работы посвятил себя журналистике. В частности, он является автором сценария документального фильма «История деревянного человечка» (ЦСДФ, 1984г)! То есть, про Буратино и Пиноккио. Могла ли я предположить, что в Пушкиногорье обрету  подсказку для поиска и уточнений по теме о Буратино?! Тем более, оказывается, что дома у меня имеются ксерокопии двух статей А.Букалова по этой теме – из журнала «Новое время»?!

ххх

Моё знакомство с Кьодино

В моей коллекции, тема которой «Буратино и Пиноккио», более 20 книг (современные издания, в иллюстрациях 17 художников), три из которых – с иллюстрациями Л.Владимирского (2005, 2011, 2014гг). А также 8 открыток 1955 года из серии о Буратино. В одном из питерских магазинов купила я их, удивившись тому, что ЭТОТ деревянный человечек (т.е. в полосатом колпаке) и я – ровесники.

В гатчинском магазине «Антиквариат» недавно я приобрела 7 открыток с рисунками Л.Владимирского из комплекта «Приключения Кьодино», изданных в 1959году. Никогда не видела их прежде, однако СТИЛЬ именно этого художника узнала сразу. Книги сказок итальянских писателей Марчелло Арджилли и Габриэллы Парка «Приключения Кьодино-винтика» и «Кьодино в цирке» были переизданы в 2014 году, а более старые издания (1960-х годов) – уже редкость. Это сказки про приключения механического мальчугана, соорудил которого старый профессор Пилукка. Узнаваемо? «Из медного чайника он сделал голову, а из печных труб и утюгов – ноги. Не хватало только одного винтика. «Ладно, малыш, я дам тебе винтик… как имя! Ты будешь Кьодино-винтик (винтик по-итальянски «кьодино»). С таким именем ты заживешь прекрасно!»

Жадный синьор Чиччетти (ну, вылитый Карабас!!!) — владелец магазина, богач; добрая девочка Перлина (по-итальянски — «жемчужинка»), танки, лилипуты, погони… Металлический мальчик всячески сопротивляется злым намерениям жадных богачей, стремящихся использовать его ЧУДЕСНУЮ СИЛУ и заработать на этом большие деньги. Короче говоря, это сказочные ПРИКЛЮЧЕНИЯ, изданные в Италии аж в 1952 году! Короче говоря, Кьодино – почти что Пиноккио или Буратино. Только железный. ИНТЕРЕСНО.

В заключение, ВСЕМ советую прочитать имеющиеся в Интернете «Заметки путешественника» Леонида Владимирского. Немногое, кратко, но содержательно и с чувством юмора: Первый вечер в Париже; Японский сувенир; Танец живота (Египет); Чёрт на палочке и Коварная принцесса (Новая Зеландия); Всё оплачено (Индонезия); Неполная коллекция (Египет); Автопортрет (Индийский океан); Экскурсия по Сене; Чёрные человечки (Индийский океан); Опасный город (Чили); Экстремалы (Таджикистан, Фанские горы); Мой кипарис (Крым).

Автор

Алёна Тришина

Старший библиотекарь библиотеки им. А.Куприна. Человек активной жизненной позиции, влюбленный в родной город и своих читателей. Статьи, книги о знаменитых земляках Алены Александровны имеют главную цель — просветительскую. Посмотреть все записи автора Алёна Тришина