Дамы на обочине

Вы прочли название и подумали, что… Нет, это – не о тех женщинах, которые… О тех – в романах «Нана» Э.Золя, «Воскресение» Л.Толстого и «Яма» А.Куприна, в повести «Интердевочка» А Кунина. 

Пётр I, и Владимир Набоков… При чём тут они?! Книга Земон Дэвис «Дамы на обочине» (М, 1999) – название сборника, в котором рассказано о судьбах трех замечательных женщин, не вошедших в список ВЫДАЮЩИХСЯ личностей. Вернее, не причисленных к списку ПЕРВЫХ.

Тем не менее… Подзаголовочные данные книги автором определены четко: «Три женских портрета XVII века». В свое время каждая из этих дам была известна, как человек, проявивший свои незаурядные способности в области науки и искусств: Гликль бас Иуда Лейб (1646 – 1724г.) – автор мемуарно-философской книги; Мари Гюйар дель Энкарнасьон (1599-1672г) – монахиня, автор немалого количества разного рода духовных книг и автобиографии; а Мария Сибилла Мериан (1647-1717г) – художница и натуралист. Обратите внимание на даты: как же давно это было!!! 

marisibillaНатали Земон Дэвис – известный историк, почетный член Принстонского университета, автор многочисленных трудов по культуре Нового времени. Из послесловия: «Эти три женщины много лет жили в моих лекциях и беседах со студентами в Торонто, Беркли и Принстоне. (…) Благодаря «Дамам на обочине» я открыла для себя не только новые места для исследований, но и новые языки».

Воображаемый разговор автора с героинями своего исследования: «Мне хотелось представить еврейку, католичку и протестантку, чтобы посмотреть, как влияла на жизнь женщин религия, какие двери она для вас открывала, а какие закрывала, выбор каких слов и поступков она диктовала вам. (…) Я выбрала именно вас, потому что все вы были горожанками, все родились в семьях купцов или ремесленников, то есть простолюдинов, будь то во Франции или в германских государствах. (…) Я показала, чего могли добиться женщины вашего круга. (…) Вас объединяла предприимчивость. Каждая из троих пыталась совершить нечто дотоле неслыханное».

Итак, Гликль бас Иуда Лейб (род. в Гамбурге в 1646г. или в 1647г., скончалась в 1724г. в Лотарингии) – вдова с 1689г, во втором замужестве с 1699г. В первом браке за 30 лет супружества она родила 14детей, из которых двое умерли в младенчестве, но все остальные (6 дочерей и 6 сыновей) в срок обзавелись собственными семьями.

В семи книгах автобиографии, которую она «с ноющим сердцем» начала писать после кончины своего первого (горячо любимого!) мужа, имеется 12 вставных философских историй, легенд и притч, еще несколько изложены вкратце. Интересным является, конечно же, материал о путешествиях.

Автобиография Гликль «В спорах с Богом» впервые была опубликована в 1896г. (на языке идиш), перевод на немецкий – 1910г, 1913г. (несколько переизданий), имеется также два перевода на английский язык. Как утверждает Н.З.Дэвис, это уникальная книга, представляющая из себя не только замечательный источник сведений по социальной и культурной жизни германских евреев (ашкеназов) и Европы XVII века.

maruguyarАвтобиография Гликль – это необычность литературной композиции и религиозная страстность искренне верующего. Женщины-матери, женщины-предпринимателя, которая вместе с мужем пытается решить все материальные проблемы семьи. Не забывайте: в 17-м веке! Да-да, это была коммерческая деятельность: торговля, ссуды, кредиты, долги…

Короче говоря, не имея возможность прочитать автобиографическую книгу Гликль на русском языке, можно составить представление о ней по материалам очерка из сборника «Дамы на обочине». Очень ИСТОРИЧЕСКИ интересно!

Француженка Мари Гюйар дель Энкарнасьон родилась в г.Тур в 1599г, скончалась в 1672г. в Канаде. Известно, что 17-летняя Мари (дочь булочника) покорно вышла замуж за шелкодела, но в 19лет осталась вдовой с годовалым сыном на руках. Из-за судебных исков Мари утратила мастерскую и наследство, но: «Хотя я очень любила твоего отца, — объясняла она впоследствии своему сыну Клоду, — и поначалу тяжело восприняла его кончину, ощущение свободы преисполнило мою душу благодарностью за то, что теперь у меня в сердце не будет никого, кроме Бога, что я смогу посвятить свое одиночество думам о нем и вырастить из тебя его служителя».

Отвергая предложения о новом замужестве и передав сына кормилице, некоторое время Мари прожила «в уединении» — в каморке отцовского дома. Когда мальчику было около двух лет, мать с сыном переехали в дом к ее замужней сестре, где прожили около 10лет. Это была жизнь «среди торговой сутолоки», в заботах о перевозках грузов и обслуживании 50 (!) лошадей. Жизнь купеческой семьи, о которой Мари потом написала так: «Бог наделил меня хорошей деловой хваткой». Активно участвуя во всех делах, Мари действительно содействовала процветанию данного семейного бизнеса, однако…

Когда Мари была еще маленькой, ей во сне явился Христос, после чего в отрочестве она мечтала стать послушницей бенедиктинского монастыря. Будучи замужем, Мари ежедневно посещала церковь, чем удивляла всех соседей. Можно сказать, что с юности она духовно была настроена на жизнь монахини в миру, предпочитая чтение душеспасительной литературы.

В 1622г. Мари обрела духовника, которому истово рассказала о всех своих терзаниях. Во время разнообразных попыток умерщвления плоти (стегание крапивой, прикладывание к ранам власяницы и т.п.), а также во время церковных служб Мари посещало видение Бога, она ПОНИМАЛА Его. По совету духовника она стала писать Полное исповедание грехов. Чем больше она истязала свою плоть, тем теснее становилось ее внутреннее слияние с Богом. По совету духовника Мари стала больше уделять внимания больным и страждущим, а умерив потребности, свою «зарплату» отдавала нищим.

В начале 1631года, поручив 11-летнего сына заботам своей сестры и зятя, glikl_pappenheimМари Гюйар ушла в монастырь урсулинок. Поскольку Христос чаще всего образно являлся ей как Воплощенное Слово, новоявленная затворница взяла себе имя Мари Воплощения. Преодолев, наконец, муки терзаний и смятения в 1633г. Мари приняла постриг. В молитвах, вдохновляемая Святым Духом, она слышала – «Пиши!», все более озаряемая пониманием Библии и ее метафор. Уже тогда в сердце ее зажегся огонь проповедничества, а после одного из видений урсулинка Мари Воплощения решила поехать в Канаду, где «должна основать дом для Иисуса и Марии».

Далее была долгая история хлопот и приключений, тягостного расставания с сыном-студентом и сестрой. Но в августе 1639года Мари поцеловала канадскую землю, куда на корабле прибыла вместе с группой своих единомышленников.

К Рождеству 1650г. приход обрел новую церковь Богородицы Квебекской, построенную на доходы от пушной торговли. Миссионерская деятельность… Интереснейший факт: «С первых дней урсулинкам пришлось изучать индейские языки – они учились у отца Лежена и у своих воспитанниц или гостей, а потом обучали друг друга. Мари де Савоньер св.Иосифа специализировалась на гуронском наречии, а Мари Гюйар сначала занималась алгонкинским и монтанье, примерно в 1650г. выучила гуронский, а к концу следующего десятилетия уже говорила на ирокезском и сама преподавала его»!

Для девочек — т.е. «дикарок» и дочерей французских колонистов – урсулинки устроили школу (она сохранилась до сегодняшнего дня!). Вначале при монастыре жило от 20 до 50 учениц, большинство из которых составляли индианки 5-17лет. В 1669-м и в последующие годы воспитанниц было около 25-ти. Из письма Мари к знатной даме (1640г, 3сент.): «Когда мы получаем их, они наги, как черви, и их нужно вымыть с головы до пят, отскоблив от жира, которым родители намазывают их тела. И как бы ты ни терла их и как бы часто ни меняла одежду, очень не скоро удается избавиться от паразитов, расплодившихся благодаря обилию жира».

Наконец в 1661-1668гг Мари принялась писать на индейских языках. На алгонкинском из-под ее пера вышли катехизисы, молитвы, словари, а также «большая книга по священной истории и всяким благочестивым предметам»; на ирокезских – катехизис по-гуронски, ирокезский словарь и катехизис. Она продолжала писать и на родном языке, это были письма и рассказы об увиденном. Рукопись своей духовной автобиографии в 1654г. она отослала сыну. Между прочим, 1-й вариант автобиографии Мари сгорел во время пожара в монастыре в 1650г.

Трижды Мари избирали настоятельницей монастыря на шестилетний срок, ей знакомы были и другие обязанности. В 1641г. Мари с радостью узнала из письма сына, что он также выбрал жизненную дорогу религиозного служения: поступил в бенедиктинский монастырь. Теперь он выполнил предназначение, которое Мари намечала для него с самого рождения: «Потеряв меня, ты многое обрел, мой отказ от тебя принес пользу. Многое обрела и я, оставив в твоем лице самое дорогое и невосполнимое для меня на этом свете. Добровольно утратив тебя, я нашла себя: вместе с тобой мы очутились в груди милосердного Господа, священному призыву которого оба последовали».

Впоследствии Клод Мартен получил сан священника, затем должность приора нескольких монастырей, стал одним из помощников главы ордена и, наконец, начал посылать ей собственные религиозные публикации, а потом стал автором учебников богословия.

После смерти матери Клод опубликовал ее автобиографию (в 1677г), предваряя этот текст письмом, в котором Мари просит НИКОГО, кроме его и его двоюродной сестры (которая также стала монахиней-урсулинкой) не знакомить с данными ее записками очень личного характера. Используя цитаты из своей 30-летней переписки с матерью, снабдив воспоминания матери своими воспоминаниями и дополнениями, сын написал: «У этой книги не один Автор, а двое. И каждый играет свою роль».

В завершение повествования о Мари Гюйар приведу еще одну цитату из книги «Дамы на обочине»: «Её жизнь сочетала в себе необыкновенные приключения, героизм, образцовое благочестие, и высочайшее понимание мистицизма».

Мария Сибилла Мериан (родилась во Франкфурте-на Майне в 1647г, умерла в 1717г) – третья героиня из книги «Дамы на обочине». Как утверждает автор книги о женщинах 17века, «создать достоверный образ Марии Сибиллы Мериан сложнее, поскольку она не оставила ни своей биографии, ни исповедальных писем, ни автопортрета».

Родилась Мария Сибилла в семье художника и издателя Маттеуса Мериана Старшего и его второй жены Йоханы Сибиллы Хейм. Отец, которому при рождении дочери шел уже шестой десяток лет, был известен по всей Европе своими гравюрами с изображением городских и сельских пейзажей, научными трудами, а также изданием иллюстрированных выпусков «Великих путешествий». Отец умер, когда Марии Сибилле было всего три годика, и вскоре мать снова вышла замуж – за вдовца-художника Якоба Марреля. Два старших брата Марии также уже заявили о себе как граверы, издатели и художники. Отец и отчим Марии были зажиточными людьми, пользовались хорошей репутацией, в доме было богатейшее собрание книг, гравюр и живописи.

Увлечение… Тринадцатилетняя Мария Сибилла уже была исследователем: «С самого юного возраста меня интересовали насекомые. Начала я с шелкопрядов в моем родном городе, Франкфурте-на-Майне, потом я наблюдала за гораздо более красивыми бабочками, которые выводились из других видов гусениц. Это навело меня на мысль собирать всех доступных мне гусениц и изучать их превращения… а также совершенствовать свое художественное мастерство, дабы зарисовывать их с натуры, передавая истинные цвета».

Восемнадцатилетняя Мария Сибилла вышла замуж за художника Иоганна Андреаса Граффа, который был старше своей жены на 10 лет и являлся любимым учеником ее отчима. Через пять лет молодая семья художников (уже с дочерью) перебралась в Нюрнберг. Мария Сибилла писала свои картинки на холсте и пергаменте, вышивала, у нее появились ученицы.

Первая книга, вышедшая под именем «Марии Сибиллы Греффин, дочери Маттеуса Мериана Старшего» и изданная ее мужем, имела название «Книга цветов». Трехтомник (1675-1680гг) представлял из себя собрание офортов – без текста – с изображением отдельных цветов, букетов, венков и бутоньерок. Цветы и насекомые были выписаны тщательно и очень красиво. Эти рисунки были образцом для художников и вышивальщиц.

В 1679г. появилась первая «Книга о гусеницах», в 1683г. издан был второй том. В каждом издании было по 50 черно-белых или цветных (ручной раскраски!) рисунков. В центре каждой картинки помещено растение, подписанное латинскими и немецкими названиями, имеется одно-двухстраничный текст (на немецком языке) о внешнем виде, питании и поведении изображенной гусеницы. Это были рисунки, искусно выполненные с натуры!

Публикация «Книги о гусеницах» была событием: «примечательно, что женщины тоже осмеливаются весьма рассудительно писать о том, над чем ломали голову многие мужчины» (Кристоф Арнольд). Мария Сибилла была уникальна для своей эпохи тем, что наблюдая, рисуя и записывая проявляла интерес натуралиста-исследователя: «Эти потрясающие превращения происходили так много раз, что не могут не вызвать преклонения перед таинственной силой Бога и его удивительным вниманием к столь крохотным и незначительным летучим созданиям. Вот почему мне хочется представить миру эти Божьи чудеса в небольшой книге. Но не хвалите и не славьте за это меня, славьте одного Господа как Творца даже самых крошечных и неприметных из этих червей».

Далее же… В силу разного рода семейных разногласий Мария Сибилла внезапно забрала свою овдовевшую мать и своих двоих дочерей, они поехали в Виуверд – проситься в тамошнюю общину лабадистов, где проживал ее овдовевший брат Каспар. Муж Марии Сибиллы не заразился религиозным энтузиазмом жены, хотя и умолял проживать в общине рядом с ней и дочерьми. Короче говоря, супруги развелись, и Мария с 39лет существовала без мужа.

В новом своем духовном царстве любви и наказания некоторые члены общины чувствовали себя возрожденными и радовались, в то время как другие начинали тяготиться унижениями отказа от своего Я. Помимо выполнения обязательств, которые возлагала на нее община, Мария Сибилла искала бабочек и гусениц, распространив свой интерес также на лягушек, которых она препарировала. Она завела книгу, куда вклеила все имевшиеся у нее акварели. Этюды, сделанные теперь, она добавляла сюда же. «С Богом!» — восклицает Мария Сибилла, начиная свой рассказ-предисловие.

В 1690г. умерла мать Марии Сибиллы, и тогда художница приняла решение уехать из общины – в Амстердам. Младшей дочери было 12лет, старшей на 10лет больше, Мария обучила их живописи и они работали вместе с ней. Несмотря на общественную чистоту помыслов, пятилетнее затворничество «в коконе» — из-за несвободы, по-видимому, тягостным стало для них для всех.

В Амстердаме старшая дочь Марии вскоре вышла замуж за своего двоюродного брата (прежде также находившегося с ними в общине). Мария Сибилла возобновила преподавание и собственные поиски в живописи. С радостью приняли ее в свой круг амстердамские натуралисты и коллекционеры. В Ботаническом саду она продолжала делать зарисовки. Приняв решение, 52-летняя Мария Сибилла и ее 21-летняя незамужняя дочь Доротея отправились в путешествие, место назначения – Суринам, голландская колония в Южной Америке. Путешествие было затратным, а потому в 1699г. Мария продала большое собрание своих картин и значительную часть энтомологической коллекции.

Страна, куда приехали Мария с дочерью Доротеей, была населена индейскими племенами. Еще там обитало около 8 000 африканцев, около 600 нидерландских протестантов, масса беженцев-гугенотов. Португальцы, англичане, немцы, евреи… Единственная статья экспорта – сахар: «Меня высмеивали, потому что я искала не сахар, а что-то еще». На плантациях трудились невольники-африканцы, слуги были и у Марии.

После двухлетнего пребывания в Суринаме Мария с дочерью (которая вскоре выйдет замуж) вернулись домой, нагруженные своими работами и экземплярами для коллекций. «Метаморфоз суринамских насекомых» (1705г) был издан на голландском и латинском языках, с 60 офортами. «Красивее этих работ из Америки еще не привозили» — говорили об этой книге натуралисты. Когда Петр I был в Амстердаме, его лейб-медик приобрел для царя несколько картин Мериан.

Дочь Марии Йоханна Хелена в 1711г. с мужем вернулась в Суринам, где, по-видимому, они остались до конца своей жизни. Осенью 1717г. другая дочь Марии Сибиллы — Доротея отбыла в Петербург в качестве второй жены швейцарского художника Георга Гзеля. Он и она преподавали в недавно организованных художественных классах Академии наук, она также писала цветы и птиц для Кунсткамеры.

Из книги «Дамы на обочине» (с.248-249): «Цена не имела значения ни для Петра Великого, ни для его преемников, которые в 1736г. послали Доротею Марию Гзель в Амстердам, чтобы она привезла оставшиеся там акварели своей матери для коллекции петербургской Академии наук. Выставленные в Кунсткамере наряду с полотнами Рембрандта, картины Мериан наверняка способствовали интересу к чешуекрылым среди высшего офицерства и чиновничества. Более того, они стимулировали прошедшую через всю жизнь страсть к собиранию бабочек у Владимира Набокова. Ему было около восьми лет, когда в 1907г. роясь на чердаке родительского дома в окрестностях Санкт-Петербурга, будущий писатель наткнулся на книги своей бабушки с материнской стороны, которая тоже увлекалась природой. Он сошел вниз, «нагруженный ворохом совершенно восхитительных фолиантов», главным из которых стала для него книга Марии Сибиллы Мериан о суринамских насекомых».

Книги, написанные женщинами… Теперь кто-то читает романы Д.Донцовой, А.Марининой или Т.Устиновой, а кому-то более интересны более серьезная (но ироничная!) проза Д.Рубиной и Л.Улицкой. Популярны у читательниц нашей библиотеки сборники исторических очерков о женских судьбах, это многочисленные книги Л.Третьяковой, А.Даниловой, И.Чижовой.

Любительницам ОЧЕНЬ серьезного чтения-размышления рекомендую книгу с легкомысленным названием – «Дамы на обочине», автор её — Натали Дэвис. В нашей библиотеке эту книгу можно взять на дом.

Автор

Алёна Тришина

Старший библиотекарь библиотеки им. А.Куприна. Человек активной жизненной позиции, влюбленный в родной город и своих читателей. Статьи, книги о знаменитых земляках Алены Александровны имеют главную цель — просветительскую.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *