Из книги воспоминаний

Из книги воспоминаний Владимира Гардина "Жизнь и труд артиста" (М., 1960)

"Определив программу своих постановок на 1916 год, я собрался ехать в Петербург. Ждали меня там две интересные встречи. Мария Фёдоровна Андреева во время съёмок фильма по роману Нагродской "Ничтожные" разговорилась со мной о моих кинематографических планах. Одна из "первозванных" и замечательных артисток театра Станиславского, Мария Фёдоровна была разносторонне образованной женщиной, интересной и оригинальной собеседницей. Сказывалось в её манере думать и говорить долгое и близкое общение с Горьким. Свидание с ним, обещанное ею, было первой целью моей поездки в Петроград.

Потом я должен был получить согласие Александра Ивановича Куприна на экранизацию его грустной истории о любви маленького чиновника Желткова к красавице княгине Вере…

Куприн уже переехал на дачу, и я отложил на другой день наше свидание…

В потёртой пиджачной паре, в летней рубашке, без галстука, с лицом, обросшим небольшой бородкой, Александр Иванович выглядел больным, усталым человеком. И только глаза из-под припухших век смотрели живым, пытливым и умным взглядом. Протягивая мне мягкую, пухлую руку и приветливо улыбаясь, Куприн извинился, что не может принять в даче, так как в семье больные. Он предложил присесть здесь же, в саду, потолковать…

Я в двух словах рассказал о цели своего визита к нему. Когда Куприн узнал, что я режиссёр, собираюсь экранизировать его повесть и уже поставил три произведения Толстого, он стал внимательно слушать меня.

— Прекрасно то, что наш народ увидит на экране произведения Льва Николаевича. Хорошо… Очень хорошо, — Куприн задумался, помолчал, опустив глаза, и, не поднимая их, заговорил о том, что вряд ли скромная, молчаливая любовь Желткова заинтересует зрителя. Отдать всю жизнь поклонению незнакомой женщине, по мнению многих, может только сумасшедший. Что ж с того, что он, Куприн, знает людей, с которых написал свою грустную повесть. А потом смущало Александра Ивановича и то, что пойдёт наш фильм под аккомпанемент какого-нибудь тра-ля-ля.

Я постарался уверить его, что фильм будет сопровождаться исполнением бетховенской сонаты, сказал, что мы мечтаем вскоре создать звуковое кино. Последние мои слова совсем не понравились Куприну. Он считал, что зрительный язык сильнее, и боялся того, что кино перейдёт к плохим театральным, псевдоправдивым условностям и утеряет свою прелесть таинственного видения. Затем, сказав, что мы зафилософствовались, спросил меня, привёз ли я договор. Я вынул его.

— Гонорар, Александр Иванович, впишите, пожалуйста, сами. Здесь оставлена свободная строчка.

— Сколько же взять с вас? Тысячу много?

Я не успел ответить, на лице моём, вероятно, было изумление скромностью названной цифры, но Куприн понял меня иначе:

— Напишу восемьсот. Вы захватили деньги? Мне они сейчас пригодятся.

Я передал конверт. Поспешно и как-то смущённо взяв его, не посмотрев даже, сколько денег в нём находилось, Куприн проводил меня до калитки, пожал руку со словами: "Желаю вам успеха" и тяжёлой, немного враскачку, по-медвежьи, походкой быстро пошёл к даче.

Снова пошёл дождь. На душе у меня было нехорошо. Почему-то я чувствовал смутную жалость к только что ушедшему от меня человеку. Была в нём какая-то глубокая, неизбывная боль. "И как только он справляется с нею и может работать, писать такие сильные вещи", — думал я обратной дорогой".

***

Нам известны около 30 экранизаций по мотивам произведений А.И.Куприна. Две из них — это экранизации рассказа А.И.Куприна "Гранатовый браслет". Первая: "Гранатовый браслет" (1915). Режиссер Н. Маликов, сценарист Э. Бескин. В роли княгини Веры Николаевны — актриса Ольга Преображенская.

Вторая: "Гранатовый браслет" (1964, Мосфильм). Режиссер Абрам Роом. В ролях: Ариадна Шенгелая, Игорь Озеров, Олег Басилашвили, Владислав Стржельчик, Наталья Малявина, Юрий Аверин, Григорий Гай, Ольга Жизнева, Леонид Галлис, Жанна Тертерян, Сергей Карнович-Валуа, Павел Массальский, Павел Шпрингфельд

Почему так легко подписав договор с А.Куприным, В.Гардин не взял на себя ответственность за создание фильма, теперь разобраться, пожалуй, невозможно. Наверное, помешали какие-либо непредвиденные (и очень серьезные!) обстоятельства. Зато именно благодаря воспоминаниям В.Гардина мы побывали в гатчинском саду у Куприна! И увидели писателя и услышали его речь. Казалось бы: ничего особенного? Но — факт, да еще какой: Александр Куприн, который подписывает контракт на экранизацию своего произведения! Вот какой замечательный эпизод по теме "Кинематограф и Гатчина". Это было недавно… Это было давно.

И поэтому, приветствуя ЮБИЛЕЙНЫЙ, то есть 15-й Российский кинофестиваль "Литература и кино", вновь надеемся на радость узнавания, встреч и знакомств. Калейдоскоп лиц и впечатлений: фильмы новые, фильмы старые, творческие встречи, концерты, тематические вечера… По-купрински любознательные и общительные, гатчинские зрители-читатели уверены в долгосрочном союзе Литературы и Кино.

Автор

Алёна Тришина

Старший библиотекарь библиотеки им. А.Куприна. Человек активной жизненной позиции, влюбленный в родной город и своих читателей. Статьи, книги о знаменитых земляках Алены Александровны имеют главную цель — просветительскую.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *