Три школы — один номер

Первая школа

Начальная школа №2 г. Красногвардейска (Гатчина) четырехклассная находилась на ул. Володарского, д. №1, двухэтажное деревянное здание серого цвета. До революции усадебный дом стоял в глубине участка ул. Володарского, Театральная (ныне Леонова), ул. Чехова, с северной стороны участок граничил с участком Куприна. Перед зданием двор с кустами сирени, за зданием большой фруктовый сад. В большую перемену мы бегали за яблоками. Сад выходил к ул. Чехова и Варшавской ж.д.

На первом этаже находились актовый зал со сценой и роялем, четыре или пять классных комнат с первого по четвертый класс, медкабинет, учительская, маленькая кухня. На втором этаже небольшой зал с пианино, здесь проходили уроки музыки и пения. Две классных комнаты, в которых учились переростки, по разным причинам не имевшие возможности учиться в обычных классах. Нравы у них были такие, как описано в книге «Кондукт и швамбрание». Там же находился кабинет директора школы Марии Несторовны Чаплыгиной, челн ВКП(б), одевалась в черную кожаную куртку, а по праздникам — красную косынку. Мария Нестеровна была очень строгой, и даже парни-старшеклассники ее побаивались. Преподавала историю.

Классным руководителем в нашем классе была Елизавета Ивановна Лявоска. Проживала в Малой Загвоздке на ул. Колхозной, преподавала нам арифметику и русский язык. Немецкий язык мы учили со второго класса, преподавала его Ельза Леопольдовна. Хотя мы учили язык со 2-го класса, но все равно его не освоили. Мы знали, что это язык наших врагов и не хотели его учить. Нам не объясняли, что надо обязательно знать язык врага. Когда мы перешли в третий класс, немецкий язык отменили во втором классе. Перешли в четвертый — в третьем отменили, перешли в пятый — в четвертом отменили. И только с пятиклассниками урок немецкого стал постоянным. Музыке и пению нас учил Лев Илипархович Соколов, ученик Римского-Корсакова, регент Гатчинского собора. Учителем рисования был Владимир Владимирович Суворов, который после в старших классах будет вести черчение. Носил он пенсне — это очки без оглобель, держатся зажимами на носу и шнурок на одно ухо, теперь такие не носят. На его уроках, когда большинство выполнят задачи, мальчишки собирались около него и показывали свои домашние рисунки или обменивались анекдотам. Учитель рисования курил и не гонял мальчишек, которые курили в туалете. На уроках труда учили шить различными швами, штопать, вышивать гладью и стебельчатым швом. Эти уроки были обязательны для мальчиков и девочек. Эти привитые мне навыки пригодились в жизни. А еще мы выпиливали из фанеры лобзиком различные орнаменты для рамочек и полочек.

Кормили нас бесплатно: чай горячий с булочкой, горячая каша овсяная, ячневая, редко гречневая, а более часто пшенная.

Отопление дома было дровяное печное, в каждом классе стояла большая круглая печь, а в залах по две печи. Дрова заготавливали два истопника, как только уходили школьники домой, а топили печи ночью. Когда мы приходили утром в классы, печи были истоплены и в классах тепло. Зимой верхнюю одежду и резиновую обувь мы оставляли в коридорчиках перед классом. В первом и втором классах тетради были в косую линейку, сперва в частую, а затем в редкую. Тетради и учебники были платные, только весной учебники сдавали в библиотеку, и осенью их выдавали малоимущим бесплатно.

Пионервожатыми были девушки-комсомолки с заводов «Юпитер» и «Рошаля». Одевались они в рубашку «хаки» — юнгштурмовку, юбка черная, портупея — ремень через пояс и плечо, на шее красный галстук. Носили они комсомольский значок: флажок 2х2 см, в центре круг, в котором три буквы КИМ (коммунистический интернационал молодежи). На пионерских сборах разучивали песни: «Орленок», «Партизанская Дальневосточная», читали о Павлике Морозове, о немецком Максе Гольце. Ходили на демонстрации 1 мая и 7 ноября. В школе отмечали годовщину февральской революции, Парижской коммуны. Пионеры носили красные галстуки. Октябрят не было.

В начальных классах в школе не курили, только после школы. Курили не все ребята. Матерные слова не употребляли даже между собой, а выругаться при девочке был большой позор. В третьем классе появился у нас новичок Куреленок Миша (украинец). Однажды в четвертом классе в большую перемену одну девочку обложил матом. У нее все лицо залило краской, и она заплакала. Мишку вызвали к директору, она его стала ругать и сказала, что такие слова нельзя допускать, да еще девочку так обзывать. Куреленок сказал, что папа дома всегда так говорит, и он не понимает, почему ему нельзя тоже употреблять матерные слова. Пришлось директору вызвать отца. Но на другой год Мишка Куреленок ушел из нашей школы.

Ссоры между мальчиками доходили до драки, но все выполняли следующие правила: драться только один против другого, третий лишний и не суется; драться только до первой крови; лежачего не бить, ногами не драться. После уроков на ул. Достоевского играли в войну. В кино ходили у Варшавского вокзала в ж.д. клуб им. Некрасова и на ул. Советской в к/т «Перекоп».

Наполняемость классов — 40 и более учеников.

С третьего класса мы ездили на уборку картошки в колхоз в Большой Загвоздке. А потом на костре пекли картошку, какой она казалась вкусной. А еще ели турнепс, по вкусу похожий на репу. Размер его до 10 см толщиной и длинной 35-40 см.

В школе к праздникам проводили вечера, на которых выступали сами школьники на сцене. А однажды приехал укротитель змей с удавом-питоном длиной несколько метров, белого цвета с коричневыми пятнами. Я поднялся на сцену и потрогал холодное тело змеи. А укротитель обматывал змеей свое тело и снова разматывал. Жутко было смотреть. Стояла зима, змею привезли в большом чемодане в ватном одеяле, обложенной грелками с горячей водой.

Весной 1933 года, после окончания учебы в школу приехал С.М. Киров, секретарь Ленинградского обкома ВКП(б) на черном открытом «Форде». Сергей Мироцович прошел к директору, а шоферу велел покатать нас, мальчишек, по двору на машине. Мы набились внутрь и даже на подножки. Выйдя из школы Киров сказал нам, что на будущий учебный год у нас будет новая большая школа. Летом территорию нашей школы огородили сплошным серым забором высотой 2 метра. В городе все стали называть «Кировской дачей», это была дача для работников Обкома, но Киров там ни разу не отдыхал. Во время войны дача сгорела, а в настоящее время на этой территории стоят 5-этажные кирпичные жилые дома, целый квартал.

 

 

Вторая школа

Средняя школа №2 — десятилетка. Адрес: ул. Южного Пролетария (Чкалова), дом №2. Двухэтажное кирпичное здание желтого цвета, с высокими окнами по фасаду, здание бывшего реального училища до революции. А перед нами в нем находилось ремесленное училище (в 1930-33гг.). В гардеробе первого этажа остались бетонные фундаменты станков с крепежными болтами. Двор шел уклоном в парк, примыкающий второй корпус стоял перпендикулярно фасаду. По обе стороны вестибюля находились 2 гардероба: для начальных классов и старшеклассников. На первом этаже начальные классы с 1 по 4-й, на втором этаже в классах по основному коридору размещались с 5 по 8-й классы. В третьем корпусе находился на втором этаже большой актовый зал со сценой, в настоящее время он меньшего размера. 9 и 10 классы вход имели с актового зала. В подвальном помещении находилась столовая, химический кабинет, столярные мастерские и мастерские по металлу. По фасаду на втором этаже находились спортзал и физический кабинет, между ними раздвижная стена до потолка, белого цвета. В физическом кабинете парты стояли амфитеатром, кабинет был хорошо оснащен приборами. До революции он был алтарем школьной церкви. На чердаке находились звонница и обсерватория с телескопом.

Литературу преподавал Андрей Николаевич Лукин (погиб во время войны), русский язык вела его супруга Фания Исаковна Гуревич. Учителями немецкого языка были Наталья Львовна Ордынская и Мария Исаковна (фамилию не помню). Физику вел Георгий Николаевич Вородинов, проживал на Красноармейском проспекте, после войны снова жил в Гатчине. Учителем географии был Кирилл Кириллович Хомич, вечный холостях, проживал по ул. Юного Пролетария, дом №7 в однокомнатной мансарде. Кирилл Кириллович знал восточные языки: арабский и фарси, ежегодно летом во время каникул уезжал в Среднюю Азию и на Памир. Хомич участник ВОВ, в 60-е годы проживал в Ленинграде на Красноармейской улице. Однажды я его встретил и был у него дома, но вскоре он умер.

Я очень любил географию и хорошо ее знал. Кирилл Кириллович вел в нашем классе кружок топографии, мы изучали топографические знаки и учились читать по топографическим картам, а практически мы ходили в Приоратский парк и составили план Филькиного озера. Основы топографии, полученные мной в этом кружке, пригодились мне на фронте. Из предметов я любил географию, химию и историю.

В подвале школы были мастерские. В столярной мы изготавливали табуретки и вешалки для одежды. В слесарной мастерской мы изготавливали молотки, угольники и кронциркули, а также в мастерской были токарный и сверлильный станки.  

Историю нам преподавала Вера Анатольевна Голткевич. Директорами школы были:

в 1933-35гг. Чаплыгина Мария Исаковна,

в 1935-38гг. Маклаков Николай Львович,

в 1938-41гг. Фрутбин Вениамин Абрамович.

До нашей средней школы № 2 в здании размещалась «Единая трудовая школа» в 20-е годы.

С 1930 по 1933 год в здании было училище «Фабрично-заводского ученичества им. Ленина». Училище готовило молодых ребят рабочих специальностей: слесари, токари, штамповщики и другие для заводов Гатчины и Ленинграда. В народе этих ребят звали «рабзайцы».

Когда наша школа въехала в это здание, то ФЗУ переехало в двухэтажное каменное здание желтого цвета по адресу: ул. Урицкого, дом №2. Это здание существует в настоящее время.

В школе были бесплатные различные кружки: спортивные разных видов спорта, пения, рисования, вышивания, драматический. Даже в классах мы разыгрывали короткие пьески, скетчи, читали стихи, ставили пьесы на исторические темы французской революции, Парижской коммуны, гражданской войны.

На школьных вечерах ставили пьесы, выступал школьный хор, проходили выступления на сцене актового зала, построения спортивных пирамид. В школе был большой струнный оркестр, который вел Лев Илинархович Соколов. 

Уроки физкультуры проходили не только в спортзале, но и на воздухе, во дворе школы или Приоратском парке. Мы очень любили кататься зимой на лыжах: левее школы — Пьяная горка. А еще был спуск, который называли «перекидые». Это овраг у Филькина озера напротив вышки. Съедешь по крутому склону вниз в овраг, а затем тебя вынесет на противоположном склоне вверх из оврага и через дорогу, и снова спуск в Филькино озеро. А еще катались у Приоратского дворца. На уроках физкультуры мы бегали, отрабатывали прыжки через планку вверх, прыжки в длину, тройной прыжок, играли в волейбол и баскетбол, делали упражнения на шведской стенке. А еще было модно строить спортивные пирамиды, с которыми потом на школьных вечерах выступали на сцене. 

Весной, когда стает снег, в большую перемену играли в лапту с маленьким мячиком и битой. Это очень азартная игра, почему-то забытая после войны.

В подвале школы была столовая, в которой с первого по четвертый класс кормили бесплатно, а с 5-го — за плату. Младшим давали сладкий чай с булочкой, манную или пшенную кашу. Я очень любил кислые щи со снетками.

У нас был не только шахматный кружок, но устраивали классный и общешкольные турниры. Чемпионом школы по шахматам был Игорь Судьбинин (погиб в ВОВ). Чемпионом школы по прыжкам в высоту был Лавринович (погиб в ВОВ), который прыгал не ножницами, а с переворотом через спину. Только он умел тогда так прыгать.

В актовом зале для старшеклассников устраивали вечера танцев под патефон, баян или струнный оркестр. Танцоры танцевали и разучивали вальсы, падекатр, падепатинер, польку, танго и фокстрот. 

После окончания учебного года устраивали выставки нашего творчества: рамочки, полочки из-под лобзика, вышивки, модели транспорта и машин, даже был ткацкий станок, рисунки. Я один раз нарисовал старый и «новый быт» — колхозный трактор, наше большое поле, а крестьянин на лошади, узкую полоску.

В школе была хорошая библиотека, а еще в городе была детская библиотека на проспекте 25 Октября, дом № 3 (ныне новая гостинца). В кино ходили на ул. Советской, в к/т «Перекоп» или в клуб «Некрасова». На наиболее интересные фильмы убегали с уроков. Помню такие фильмы: «Абрек Заур», «Праздник святого Иоргена», «Потемкин», «Путевка в жизнь». Шли фильмы и с участием американских артистов Мери Пикфорд и Дуглас Фербенкс. Кинофильмы были черно-белые и немые, под рояль, играл тапер. 

Весной в хорошую погоду некоторые ученики сбегали с уроков в Приоратский парк. Спросишь куда пошел, в ответ — «на дальнюю», т.е. сбежал с урока. Осенью ездили в колхоз убирать картошку, было очень весело.

В школе были пионерская и комсомольская организации, проводили собрания и пионерские сборы, разучивали песни, собирали металлолом, макулатуру, старые книги. В праздники торжественно ходили на демонстрации, 1 мая и 7 ноября со знаменем, красными флагами, пионеры шли под барабаны, горн и фанфары, с красными галстуками. В школе тоже носили красный галстук. В начале 20-30 годов галстук завязывали узлом, а в конце 30-х годов появился специальный зажим, продевали в него концы галстука и сзади зажимали зажимом с зубцами, на лицевой стороне его был нарисован костер и надпись «Всегда готов».

В нашей школе учились дети репрессированных: два брата Лавриновичи, Наташа Лавровская. Школьники и учителя к ним хорошо относились и никто не считал их детьми врагов народа. В нашей школе учились дети организаторов компартии в Гатчине Ким и Светлана Рокк Лакк, выпускники 1939-1940 уч.годов.

До ВОВ была хорошо поставлена военно-патриотическая работа. Мы знали, что советский союз находился в империалистическом окружении. Мы были воспитаны на книгах и фильмах о гражданской войне. Шли войны: события на КВЖД, война Италии против Абиссинии (Эфиопии), гражданская война в Испании, советско-финская война 1939-40гг. Все это воспитывало нас, школьников, в патриотическом духе. Мы были морально готовы к будущей войне. В школе работали военные кружки, учили стрелять не только из пневматических, но и мелкокалиберных винтовок, изучали устройство винтовки, ручного пулемета и ручных гранат. В оборонных кружках сдавали нормы на значки: «ГТО» — «Готов к труду и обороне», «Ворошиловский стрелок», ПВХО — «Готов к противохимической обороне», ГСО — «Готов к санитарной обороне». И мы гордились теми, кто имел все 4 значка, и носили их на левой стороне рубашки или пиджака, как потом после войны фронтовики носили свои награды (ордена и медали). Большинство наших мальчиков по окончании школы пошли в военные училища, и многие дослужились до полковников.

Полученные в кружках школы военные знания пригодились мне в армии, помогли осваивать военное дело, например знание ручного пулемета: в 1941 г. при переходе из Ленинграда до г. Горького я был пулеметчиком на барже.

Школа организовывала экскурсии в Гатчинский дворец, в музеи Ленинграда — Эрмитаж, Русский музей, Военно-морской, Зоологический и Этнографический. Устраивали культпоходы в зоопарк, ТЮЗ и цирк. Также проводились экскурсии на гатчинские заводы с целью ознакомления с производством: на завод «Рошаля» в формовочный и литейный цеха, в Гатчинскую типографию, в цеха артели «Юпитер» (ныне завод «Буревестник»), на пилораму на ул. Солодухина (мебельный комбинат). 

Война разбросала всех по Союзу. Наша школа стояла разрушенная. Примерно в 1960 г. здание Реального училища восстановили и в него переехала ср.шк. №4 с пр. 25 Октября.

Встречи одноклассников

1) В 1961 г. в помещении школы собрались бывшие ученики ср. шк. №2, выпускники 1939-40 и 1941 годов из трех параллельных классов. Приехали от каждого класса по 15-20 человек. Это была первая большая встреча. 

Но фотографий не имеется, пленки были потеряны.

2) В 1978 г. в 4 ср. шк. торжественное собрание посвящено 80-летию со дня рождения Реального училища, присутствовали 5 чел., учащихся 2 ср. шк.

3) В 1981 г. собрались директор школы Фрутбин В.А., преподаватели Каминер, Гуревич, Воронов и 16 учеников.

4) 13.04.1986 г. в 4 ср. шк. торжественное собрание; преподаватели Каминер и Гуревич, ученики Соколов, Симаненок, Тихомирова.

5) 31.10.1998 г. 100-летие Реального училища, 4 ср. шк. Торжественно отмечали в гатчинском Доме культуры. Для учеников 2 ср. шк. выделили 25 мест, были разосланы пригласительные билеты. Наши ученики прибыли в здание школы, но нас никто из представителей школы не встретил. Мы собрались в школьной столовой (2 фото), и опять никто из руководства школы не пришел к нам. В ДК было полно гостей, в том числе руководство Гатчины, директора и учителя других школ, выпускники школы №4. Много выступлений было посвящено истории Реального училища и самой школы №4. Школа №4 долгие послевоенные годы была единственной средней школой, из ее стен выпускники стали знамениты. Она этого заслуживает. Но о том, что до ВОВ в этих стенах находилась ср. шк. №2 ни слова не было сказано. О том, что наши учащиеся, участники ВОВ — тоже не было об этом сказано.

Наши представители шк. №2 были возмущены этим отношением. Из мужчин были 2 человека: я и  Кожин В.Н. Я со своими палками не мог подняться на сцену, мы поручили выступить Кожину В.А. Он выступил и сказал, что школа №4 заслуживает похвал и дифирамбов, но нельзя забывать о том, что в зале присутствуют ученики ср.шк. №2, которые учились в стенах Реального училища. Сегодня присутствуют 25 человек, мужчин 2 человека, т.к. много погибло на фронте или уже после войны, и мы обижены, что об этом никто ничего не сказал.

Третья школа №2

После 1941 года и ВОВ долгие годы в Гатчине не было средней школы №2. В 1986 г. в микрорайоне Аэродром по адресу: ул. Слепнева, д. 2, первого сентября во вновь построенном здание открылась снова школа №2.

Школу возглавил директор Виктор Васильевич Ломакин. Все эти годы школа участвует в различных олимпиадах и конкурсах, ее ученики занимают призовые места. В школе имеется музей, посвященный авиации. Музеем руководила старший преподаватель Валентина Алексеевна Баркинова.

1 сентября 2006 года школа отмечала свое 20-летие.

Автор

Владимир Симаненок

Ветеран ВОВ, мемуарист, родился 22 апреля 1922 года в г. Красногвардейске, как в то время называлась Гатчина. Несмотря на то что Владимир Павлович был прикован к постели, он продолжал писать свои воспоминания. Ушёл 20 марта 2016года, не дождавшись своего «ленинского» дня рождения 22 апреля и любимого Дня Победы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *