XVII кинофестиваль «Литература и кино» — литература

dostoevskyЛИТЕРАТУРА. К 190-летию со дня рождения Ф.М.Достоевского /30.10.1821- 1.02.1881/

Сквозь дымку времени

Множество экранизаций и разнообразие книжной графики, основанной на произведениях Ф.М.Достоевского, подтверждают значимость того, о чем хотел сказать этот русский писатель.

Одна из особенностей кинофестиваля «Литература и кино» проявляется в диалоге сотворчества. Наблюдая взаимосвязь слова и изображения, образа и его авторского восприятия, мы словно разглядываем «магический» кристалл. Александр Куприн, Фёдор Достоевский и Александр Алексеев… Что объединяет этих столь разных людей? Оказывается, взаимосвязи оригинально непредсказуемы.

Весной 1911 года (то есть 100 лет назад) в Гатчине усадебный дом на улице Елизаветинской приобрел А.И.Куприн. Писателю очень понравилось, что эта улица «носит имя» его милой обаятельной жены! После 18 долгих и трудных лет эмиграции в мае 1937 года Куприны вернулись на родину, мечтая снова поселиться в своей любимой Гатчине. Однако в их доме проживали чужие люди, и июнь 1938 года супруги Куприны провели в доме соседей, по-видимому, с особой тоской воспринимая как свое прошлое, так и утраченное имя улицы, которая с 1922 года переименована была в улицу Достоевского.

Ныне одна из 16 литературных улиц Гатчины — улица Достоевского — связывает место бывшей усадьбы А.Куприна с кинотеатром «Победа», то есть с местом проведения кинофестиваля «Литература и кино», гран-при которого при рождении в 1995 году имя обрел не случайное: «Гранатовый браслет».

Мальчишкой «изучал» Гатчину Саша Алексеев — будущий художник и аниматор, один из новаторов киноискусства. Дачники Алексеевы видели ту же — купринских времен Гатчину начала ХХ века!

А в 20-е годы, увы, Россию покинули многие. «Скрылись мы от дождя огненного, жизнь свою спасая», — так говорил А.Куприн. Эмиграция, Париж… Думая о России, беженцы с болью и нежностью перечитывали и вспоминали классику. Лучшие работы А.Алексеева в книжной графике созданы на основе классической литературы. Так, иллюстрируя роман Ф.Достоевского «Братья Карамазовы», А.Алексеев исполнил 100 литографий (1929г.), а для сборника, где опубликованы «Игрок» и «Записки из подполья» Ф.Достоевского, были созданы 54 иллюстрации, выполненные на игольчатом экране (1967г.).

«Выучился задумывать всю будущую иллюстрированную книгу как спектакль» — так написал Александр Алексеев в своей статье «Несколько слов об иллюстрации» (1975г.). И этот прием в его художественном творчестве не был случайным, так как опыт театральной работы был у А.Алексеева под руководством одного из сотрудников театра Мейерхольда.

Те, кто видел иллюстрации А.Алексеева к произведениям Ф.Достоевского, подтверждают, что они — особенные! Из статьи «Дар страдания, дар света. Алексеев в диалоге: от Достоевского к Пастернаку», которую написал Жорж Нива (см. «Наше наследие», 2007, № 81): «Начиная с фронтисписа к «Братьям Карамазовым» Алексеев смотрит прямо в глаза Достоевского. (…) Во многих гравюрах этот маэстро-мастеровой, современник Пикассо и Брака, своим даром дополняет текст Достоевского. (…) Эти гравюры таинственным образом привносят в творчество Достоевского сокровенное и волнующее свечение Алексеева».

Автор

Алёна Тришина

Старший библиотекарь библиотеки им. А.Куприна. Человек активной жизненной позиции, влюбленный в родной город и своих читателей. Статьи, книги о знаменитых земляках Алены Александровны имеют главную цель — просветительскую.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *