Дерзкая слава полёта

Поводом для этой публикации были несколько фактов, логически связанных между собой. Дополняя друг друга, они и подсказали мне основной сюжет, главной темой которого стала АВИАЦИЯ. Вернее, некоторые ее страницы, имеющие отношение к Гатчине. В год 65-летия Победы и в год 100-летия первого военного аэродрома России мои размышления и впечатления, возможно, особенно будут небезынтересны и вам, уважаемые земляки.

С днём рождения, Гатчина!

-1_0На этот раз в День рождения Гатчины мы отметили 100-летие первого военного аэродрома России. Общегородской праздник, к которому хорошо подготовились, получился удивительным! Во-первых, состоялось открытие нового памятника, и «Фарман», словно взлетевший с Аэродрома, теперь направляется в город, изумляя детей и взрослых. Самолёт летит невысоко — как и положено ПЕРВЫМ аэропланам.

Памятник лодке С.Джевецкого и памятник аэроплану, установленные в сквере у Балтийского вокзала, это своеобразные наглядные «пособия» музея техники. Который, возможно, впоследствии пополнят и другие, не менее интересные экспонаты, также имеющие свою особенную, то есть гатчинскую страницу истории.

Между прочим, «Впервые в Гатчине» — это новая книга, издание которой при финансовой поддержке Администрации МО «Город Гатчина» к Дню города подготовил коллектив сотрудников городской детской библиотеки. Примечательно, что в этом краеведческом сборнике (автор-составитель Н.Г.Суховеева), очерки которого завершает список литературы и историческая справка «Любопытный факт», использованы рисунки, а также литературные творческие работы 99 гатчинских детей. Общими усилиями всех авторов книга получилась очень красочная, интересная и полезная. Вспоминаете, что любят рисовать дети? Чаще всего девочки изображают людей, зверюшек, дома и цветы. А мальчишки рисуют памятники, парашютистов, самолёты и воздушный, морской или танковый бой, не так ли? Естественно, что глава «Дорога в небо», открывающая этот сборник, является одной из самых значительных.

В День города в музее 218-го авиаремонтного завода открылась экспозиция «Гатчина — колыбель военной авиации». Есть там уникальные экспонаты как из музейных фондов, так и из личных коллекций, архивов. Документы, фотографии, модели аэропланов и самолётов… Марки, значки, книги. И воссозданный костюм авиатора!  Подготовил эту выставку коллектив музея истории города Гатчины, а экспонаты предоставили также и авиационные музеи из Сиверской, из п.Можайское и Объединенного музея гражданской авиации в Санкт-Петербурге.

Вспоминая нынешний, то есть АВИАЦИОННЫЙ, День рождения Гатчины, хочу отметить еще несколько важнейших сюжетов из программы этого дня, который 18сентября организовали и провели на гатчинском Аэродроме.

В полдень состоялось освящение Поклонного креста на месте строительства храма святого пророка Илии. Чин освящения совершал епископ Гатчинский Амвросий в сослужении духовенства Гатчинского благочиния. Затем епископ Амвросий благословил каждого и подарил иконочки св.пророка Илии. В свою очередь, Благочинный Гатчинского округа и настоятель Павловского собора протоиерей Владимир Феер вручил всем присутствовавшим буклеты с изображением будущего собора и фотографиями первых русских авиаторов.

Первые воздухоплаватели и авиаторы особенно почитали этого святого. И в петербургском храме св.Илии были размещены памятные мемориальные доски с именами всех погибших лётчиков.

Аварии, которые привели к гибели лётчиков, в самом начале ХХ века происходили и на гатчинском аэродроме. В частности, на гатчинском кладбище, что на улице Солодухина, до нашего времени сохранилась могила погибшего авиатора — В.З.Стоякина (1886-1914). Но столетие назад подобного рода захоронений, на которых в качестве памятного знака установлены были пропеллеры, имелось немало. Один из пропеллеров от разбитого самолёта, подаренный лётчиками, находился и в кабинете А.И.Куприна.

Благотворительные взносы на гатчинский храм св.Илии принимаются. Вероятно, что в этом храме  тоже будет увековечена память трагически погибших лётчиков.

pochtovayakartochkaНесмотря на то, что погода в День города оказалась не совсем благоприятной для полётов и виражей, показательные небесные прогулки самолётов и дельтапланеристов состоялись. Прожужжали в небе Гатчины и управляемые авиамодели, особенный восторг доставляя юным зрителям.

А потом на площади Станислава Богданова состоялся концерт и торжественное награждение гатчинцев: авиаторов, учителей, а также победителей конкурса «И двор как сад». Поскольку решением Совета депутатов звание Почётного гражданина города Гатчины было присвоено С.С.Богданову (посмертно),  знак и удостоверение были вручены его вдове.

Именно в этот момент я подумала, что Станислав Семенович, который особенно любил авиацию и сам пилотировал легкомоторный самолет, искренне порадовался бы этому — авиационному в День города — празднику. И тому, как театрализованный сюжет из авиационной истории Гатчины на сцене разыграли молодые гатчинские артисты. Этот мини-спектакль зрителям очень даже понравился!

Вечером для гатчинцев пел Олег Газманов. А потом праздничный фейерверк яркими букетами рассыпан был по небу над Аэродромом. Так закончился ПРАЗДНИК. Днем, конечно же, была ярмарка и все (также и со знаком «минус») признаки массового гулянья. Да, к сожалению, запомнилось и это: мусор, пьяная молодежь, и прочие признаки НАРОДНОГО беспорядка, который возникает «самостийно».

Один из интереснейших сюжетов этого длинного дня мне хочется выделить особенно именно потому, что был он — по сути своей — уникальным. Хотя, почему-то, немногие гатчинцы, к сожалению, это поняли. Дело в том, что два старинных самолёта — «Фарман» и «Ньюпор» — всего на один день  «приземлились» в Гатчине! А размещены были эти модели в ФОК «Арена», где в то же время проводились соревнования по настольному теннису. По старинным чертежам выполненные в натуральную величину (!!!), эти самолеты являются частной собственностью. И собирали их для показа в Гатчине буквально за сутки — из пластин, реек, и прочих необходимых деталей. Если «Ньюпор» снабжен приспособлением огнестрельным, то на «Фармане» впечатляет как мотор, так и само сиденье для пилота, не говоря уж о размерах этой, на вид очень хрупкой авиа-«этажерки». Лишь воочию поглядев на эти летательные аппараты, умело реконструированные современными энтузиастами, осознаешь, насколько же бесстрашными были первопроходцы-лётчики! Тем более, что на таких машинах летали и пилоты, и пассажирки-женщины.

Рассматривая сборник «Впервые в Гатчине», великолепно исполненный полиграфически, хочу также отметить то, что в нем, наряду с фотографиями, есть и портреты первых лётчиков, нарисованные современными юными художниками.

Удивительная у нашего города история и недаром День города ежегодно проходит под девизом «Славься, Гатчина!». Казалось бы, не так уж это и много: то есть в ноябре исполняется всего лишь 214лет со дня Указа императора Павла I о присвоении Гатчине статуса города. Однако сколько исторически значимого и интересного, происходило именно в этом городе! А ведь история любого поселения или страны, словно мозаика, сложена из фактов отдельных судеб. И напоминание о прошлом — это ли не повод задуматься? Тем более, если это прошлое связано, например, с годами детства.

Две открытки из нашего семейного альбома стали поводом для продолжения моего повествования на этот раз. Скромные по виду письма-открытки военных лет…

Из Свердловска — в Гатчину

«Дорогой Олег, в школе без тебя стало скучно. Играть мне не с кем. Пишы чаще. 12/ ХI — 1945г. Владик»; «Здавствуй Олег! Получил твои открытки. Привет от меня и Виталия. Я сегодня сломал градусник. Привет Тамилле. Жду ответа. Владик. 12/ ХI — 1945г.».

pochtovayakartochka2Обе открытки, в ноябре 1945-го присланные мальчиком Владиком его 12-летнему другу Олегу Зорину из Свердловска в Гатчину, посвящены авиации. Конкретно: изображены на них подвиги советских лётчиков в годы Великой Отечественной войны. Рисунки размещены на лицевой стороне этих открыток, отпечатанный текст — на оборотной стороне открыток. Это интересно! Очень: ПОЧТОВАЯ КАРТОЧКА. Средства вырученные от продажи открытки поступят в фонд постройки танковой колонны «Работник печати». Тираж  500 000. Цена 50коп.

С лупой изучая типографский текст, поверх которого размещено послание, написанное детским почерком Владика, выясняю далее: Рис. худ. А.Н.Яр-Кравченко. Экипаж комсомольцев — И.Черных, Г.Косинов и И.Губин вылетел громить вражеские резервы. Немецкие зенитки подожгли их самолёт. Оставался один выход: прыгать с парашютом. Но внизу были немцы. Три комсомольца предпочли умереть, чем сдаться в плен. Переведя горящий самолёт в пике, герои врезались на нем в самую гущу моторизованной колонны врага, похоронив под обломками самолёта большое количество фашистов. Издание ЦК союза работников печати СССР. НС 24С12. Свердловск, 1942г.

На лицевой стороне данной открытки рисунок: горящий самолёт врезался в грузовики, на бортах которых — изображение свастики. Двое бегущих, убитые люди. Над этим рисунком — в овалах — три подписных портрета молодых лётчиков и вьющаяся лента с надписью: ПОДВИГ ГЕРОЕВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА.

Типографский текст со второй открытки: ПОЧТОВАЯ КАРТОЧКА. Рис. худ. А.Н. Яр-Кравченко. Ответств. редактор О.М. Бескин. Изд. Управл. скульпт.-худож. предприят. Худож. фонда СССР по заказу Свердл. к-ры Главбумсбыта. НС 24008. Свердловск, 1942г. Тираж 100 000. Цена 30коп.

Рисунок на лицевой стороне данной открытки: обломки упавшего в лес горящего самолёта, на крыле которого — свастика. И над этим — советский истребитель. Детским почерком Владика подписано: Грачёв И.П.

Короче говоря, две открытки с изображением геройских подвигов советских летчиков-истребителей в годы Великой Отечественной войны, полученные Олегом в дар от Владика, — это мальчишечий диалог, дружеская беседа двух товарищей. Причем сам текст письма — не главное. Потому что главное — это рисунок. Ведь для Олега такие открытки — это напоминание о том, что на фронте погиб и его отец-летчик. Я думаю, что многие из мальчишек срисовывали с открыток картинку настоящего боя, свой рисунок подписывая так: «Бей фашистских гадов!». Говорят, что мальчишки в годы войны даже иностранный язык в школе изучать не хотели! Потому что он (то есть иностранный язык) был «вражий»: немецкий.

Из Ленинграда — в Свердловск

«Листки блокадного календаря. Выпуск 1. /Сост. Н.К.Новиков — Лениздат, 1988 — 224с.» — эту книгу несколько лет назад я просматривала для обзора, посвященного Дню освобождения Ленинграда. В главе «Музы не молчали» этого сборника помещен очерк Н.В.Алексеева «Находка газеты «Атака». И начинается этот материал с описания прибытия во фронтовую газету ленинградского художника Анатолия Никифоровича Яр-Кравченко.

Судя по воспоминаниям, был этот художник человеком веселым, остроумным. Трудолюбивым, смелым. Закончив в 1939г. Академию художеств, где учился в мастерской И.И.Бродского, он обретал известность, как мастер портретов. Творческое наследие А.Яр-Кравченко это портреты Николая Островского (единственный, который написан был с натуры), Константина Федина, Юрия Гагарина и многих других известных людей. В том числе, и писателей советских республик, космонавтов.

В ноябре 1941г. в Ленинграде редколлегией газеты «Атака» тиражом в 300 экземпляров была  издана книга «Лётчики-истребители в боях за Ленинград. Фронтовой альбом командира художника Анатолия Яр-Кравченко». И — впоследствии — появились еще три сборника подобного рода. Некоторые рисунки сопровождались стихами ленинградских поэтов А.Прокофьева, В.Саянова. Как подарок альбом вручался лётчикам, имевшим на своем счету сбитые неприятельские самолёты, и инженерно-техническим работникам, которые отличились при подготовке истребителей к полетам. Понятно, что эти альбомы военной поры ныне являются библиографической редкостью. И лишь в Интернете можно найти некоторые странички сюжета об  этом.

Из очерка корреспондента газеты «Атака» Н.В.Алексеева (с.166-167, 207): «Кроме альбомов мы печатали в типографии «Атаки» открытые письма. На аэродромах, в семьях авиаторов в тылу открытки пользовались большим успехом. Работы художника служили хорошими иллюстрациями к ним. В землянках появились передвижные выставки Яр-Кравченко.

Весной 1942 года Политуправление РККА командировало Яр-Кравченко в Свердловск, где была устроена персональная выставка его фронтовых работ, а затем издательством областной газеты «Уральский рабочий» выпущена книга-альбом «Герои воздушных боев за Ленинград». По возвращении в Ленинград Анатолий Никифорович возглавлял творческое объединение фронтовых художников.

За плодотворную творческую деятельность в годы войны А.Н.Яр-Кравченко награжден тремя орденами. В послевоенные годы он работал главным художником агентства печати «Новости».

(…) 560 зарисовок сделал во время блокады А.Н.Яр-Кравченко, впоследствии лауреат Государственной премии СССР, народный художник Российской Федерации».

В сборнике «Листки блокадного календаря» представлено 9 портретов лётчиков работы А.Н.Яр-Кравченко. В том числе и портрет Героя Советского Союза И.П.Грачёва, чей подвиг запечатлен на имеющейся у нас дома открытке.

Художник А.Н.Яр-Кравченко.побывал в Свердловске в командировке, там были организованы выставки его рисунков. И тогда — в 1942-м,  громадными тиражами были изданы открытки с рисунками этого фронтового художника. А осенью 1945года мальчик Владик отправил две такие открытки своему другу Олегу, уехавшему из Свердловска в Гатчину — с тех пор прошло 65 лет…

Детство, опалённое войной

«Последние свидетели: Книга недетских рассказов» — так называется сборник очерков белорусской писательницы Светланы Алексиевич, изданный в 1980-х годах и с тех пор неоднократно переизданный. Эта книга — о детях военной поры. Очень правдивая и откровенная книга, рожденная с болью в сердце. И потому, несомненно, искренне принятая всеми читателями.

Сборник «Живая память…» — это новая книга о Великой Отечественной войне 1941-1945годов. Необычная — в форме большого блокнота — книга. Ее содержание составляют воспоминания, в которых отражены и «мелочи» быта того времени, удержанные памятью ребёнка. Ведь участниками сборника «Живая память…», изданного в этом году к 65-летию Победы, стали 28 авторов из гатчинской «Школы третьего возраста»: ими написано 36 очерков и 4 стихотворения.

В половину страницы на одном из разворотов данного издания представлена репродукция рисунка художника Александра Харшака «Раненый ребёнок» (из серии офортов «В борьбе за Ленинград». 1947г.). Это графический портрет мальчика с забинтованной головой и покалеченной рукой на перевязи. Взгляд ребёнка — это взгляд взрослого человека, в котором запечатлены боль и память ТРАГЕДИИ. Рано (слишком рано!) повзрослевший человек…

Читала я эту книгу, сдерживая слёзы. Читала, словно бы слушая искренние рассказы родственников своих. Потому что и мой отец, и моя мама, и брат ее Олег тоже были детьми в годы Великой Отечественной войны. И сборник «Живая память…» — это рассказы от имени их поколения. Вернее, это многоголосье ВСЕХ детишек военной поры. Кто тогда уже был подростком, а кто-то и совсем малышом ведь был. Были… Выжили, душой не очерствели, а ведь какие трудности эти дети пережили-перетерпели!

Судьба… В годы войны все трое упомянутых мной родственников жили и учились в Свердловске. А это значило, что город не бомбили и ранен никто не был. Однако образ ребенка с рисунка А.Харшака — это и обобщающий образ РЕБЁНКА ВОЕННОЙ ПОРЫ. Ребёнка с очень грустными глазами.

Война… Оба деда моих погибли, обе бабушки так и прожили свою жизнь — вдовами. Закончив военное училище, мой отец стал лётчиком, служил в Германии и в Одессе. Но по состоянию здоровья рано вынужден был уйти в отставку. Поэтому, закончив ЛИАП, работал инженером-конструктором на гатчинских предприятиях.

Мой дядя Олег — полковник авиации, в отставке. Он, сын погибшего лётчика, с детства авиацией увлекался безудержно-страстно. Тем более что и родился ведь именно в День авиации, т.е. 18августа 1933года! Из заметки Б.Переверзева «Крылья гатчинских авиамоделистов» («Гатчинская правда», 1986, 17августа): «Почти сорок лет прошло с того времени, как была организована работа авиамодельного кружка при гатчинском Доме пионеров и школьников. В 1946году первыми его участниками стали авиамоделисты Феликс Ольшевский, Валентин Томашевич, Олег Зорин и др.».

Судьба… Также в Германии О.Зорин служил, будучи авиационным техником, а офицерская служба его была в Эстонии, в Ленинграде и в Москве. О судьбе моего деда — лётчика Г.П.Зорина, который  в середине 20-х годов несколько лет служил в Гатчине (где и познакомился с моей бабушкой!), было рассказано в очерке В.И.Николаева «По следам фронтовых писем. «Вот закончим войну…» /см.: «Цитадель под Ленинградом. Гатчина в годы Великой Отечественной войны» (Л., 1992, с.301-307).

Великая Отечественная… Последние свидетели того времени еще могут рассказать детям и внукам о годах своего детства, омраченного суровыми и жестокими ветрами Судьбы.

***

Письма, открытки, книги… Воспоминания. Размышления. Удивительно ли, что авиационный День города в Гатчине, в новом времени отражая ИСТОРИЮ, особенно интересен был мне?! Тем более, что совсем недавно (в августе) я снова побывала в Одессе, т.е. в городе, где прошли целых три года моего детства. Одесса, как и Гатчина, это особенная страница авиационной истории, где многое также происходило впервые. И, глядя на ипподром, над которым в 1910-1911гг. летали первые авиаторы М.Ефимов, С.Уточкин, И.Заикин (а пассажиром на «Фармане» у него был А.И.Куприн и они прилюдно «грохнулись»!), я думала о том, насколько же страстно-рисковая эта профессия — быть лётчиком!

Правда, все же, ощущение полёта, которое испытывает и пассажир, действительно волнует и впечатляет. Что я вновь испытала на себе, ибо туда (т.е. в Одессу) и обратно летела, сидя у иллюминатора в самом хвосте салона самолета. Видеть качающееся и подрагивающее крыло, убегающую и приближающуюся землю… Мне было очень страшно! Тем более, что с 1997года я на самолётах не летала, да и прежде подобного рода поездки были для меня редкими.

Однако в День города мне бы хотелось пролететь над Гатчиной. Но погода была неустойчивой и пассажиров на самолеты не брали. Хотя о возможности «покататься» в программе праздника было заявлено. Из-за погоды и авиа-шоу также прошло по сокращенной программе. Не судьба…

Зато, благодаря новой странице авиационной тематики, пусть на какой-то момент всколыхнувшей Гатчину и наполнившей нас впечатлениями, родились и мои стихотворные строки. Которые, отражая мое настроение, отнюдь не являются совершенными.

*Примечание:

1). Куприн А.И. «Люди-птицы» /очерки об авиаторах, написанные в 1917г. и в 1930г./;

2). Николаев В.И. Гнездо «людей-птиц» /статья о гатчинском аэродроме, 2010г./

3.) «Летун» — так, наряду с другими словами (авиатор, пилот) называли первых авиаторов

Автор

Алёна Тришина

Старший библиотекарь библиотеки им. А.Куприна. Человек активной жизненной позиции, влюбленный в родной город и своих читателей. Статьи, книги о знаменитых земляках Алены Александровны имеют главную цель — просветительскую.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *